Top.Mail.Ru

Аэропорт Платов: красиво, дорого и далеко

Всё, что нужно знать о ростовском хабе, — в одном материале donnews.ru

До запуска нового ростовского аэропорта Платов остались считаные месяцы. Что представляет собой новый аэропорт, чем он будет отличаться от старого, как до него добираться и вообще всё, что уже известно о Южном хабе, donnews.ru собрал в одном материале.

Масштабы

Общая площадь пассажирского терминала у Платова — 50,9 тысяч кв. м, почти в 3 раза больше действующего аэропорта Ростова. Пропускная способность новой аэрогавани — 1 741 человек в час, старой — чуть больше тысячи.

Стоек регистрации в Платове будет 33, что также на порядок больше. Кроме того, если в действующем аэропорту нет ни одного телескопического трапа, то в новом их будет сразу 9. Увеличена и взлётно-посадочная полоса — с 2 500 до 3 600 метров. Длина полосы и её несущая способность позволят Ростову принимать все типы современных средне- и дальнемагистральных воздушных судов. Потенциально это означает, что для действительно дальних путешествий не надо будет лететь в Москву для пересадки. Однако расширение маршрутной сети, к сожалению, зависит не только от характеристик взлётно-посадочной полосы.

Телескопический трап

Главным же отличием от старого аэропорта будет то, что Платов изначально задумывался как транспортный хаб. То есть он сосредоточится на стыковке рейсов, позволяя пассажирам осуществлять пересадку примерно за 40 минут. В действующем аэропорту на это уходит до нескольких часов.

Зона выдачи багажа

Когда откроется Платов и что будет со старым аэропортом

По состоянию на середину сентября строительная готовность Платова — 99%. В октябре-ноябре этого года пройдут тестовые испытания, а запуск намечен на 1 декабря.

Как пояснил генеральный директор «Аэропортов регионов» (инвестор проекта) Евгений Чудновский, одновременно оба аэропорта не будут работать ни минуты.

— Мы закрываем старый аэропорт, и спустя пару часов Платов начнёт принимать рейсы. Параллельно работать они не могут, да это и не нужно, — рассказал он.

В перспективе же, как уже известно, на месте действующей воздушной гавани в Ростове появится жилой район. Проживать в нём будут порядка 150 тысяч человек. Работы по строительству здесь начнутся не ранее июля следующего года, поскольку во время ЧМ-2018 аэропорт на проспекте Шолохова будет работать в качестве запасного.

Застройку аэропорта Ростова в сентябре 2016 года анонсировала группа компаний «Кортрос», являющаяся девелоперским направлением ГК «Ренова» Виктора Вексельберга. Этим же людям, напомним, принадлежат и «Аэропорты регионов», инвестировавшие в строительство Платова.

В рамках нового проекта предполагается построить 3,9 млн кв. метров недвижимости, из которых 2,8 млн — жилая застройка, 750 тысяч «квадратов» — социальные объекты и 350 тысяч — коммерческая недвижимость.

Сумма инвестиций в проект оценивается в 200 млрд рублей, а сроки окупаемости составят не менее 10 лет. Проект застройки в 2015 году разработало французское архитектурное бюро. Согласно проекту, взлётно-посадочную полосу предполагается преобразовать в масштабную пешеходную зону на 15 гектаров.

Как добираться в Платов

Транспортная доступность нового аэропорта — главный камень преткновения. Платов расположен в 29 км от Ростова, тогда как старый аэропорт — в черте города. По словам Чудновского, строительство аэропорта фактически в чистом поле — выбор осознанный и оправданный.

Зона прибытия транспорта 

Так, в июле этого года вице-премьер Сергей Приходько внёс в Госдуму законопроект, который обяжет аэропорты выплачивать компенсации владельцам недвижимости на приаэродромной территории за ограничения в её использовании. Эксперты подчёркивают, что законопроект позволит гражданам, которые в результате незаконной застройки проживают в зонах негативного воздействия вокруг аэропортов, потребовать переселения. Кроме того, власти планируют обязать аэропорты нести ответственность и за качество жизни в приаэродромной зоне.

— Это первый шаг к тому, чтобы аэропорты в черте города ночью вообще не работали, не мешая людям спать. Так что строительство вне городской черты, при условии создания удобной транспортной инфраструктуры между городом и аэропортом — очевидный тренд, который здесь, в Ростовской области, мы и реализовали, — поясняет Чудновский.

Однако именно отсутствие «удобной транспортной инфраструктуры» и смущает ростовчан. Добраться до Платова можно только по трассе М4 «Дон», которая славится своими пробками, особенно зимой. Впрочем, к моменту запуска аэропорта должна открыться и совершенно новая дорога длиной 15,9 км. Она соединяет новый аэропорт с северным обходом Ростова. Насколько она улучшит транспортную доступность аэропорта, будет ясно только после её запуска.

Платная автостоянка

В любом случае, вариантов добраться до Платова будет немного — такси или рейсовый автобус. Маршрутки сюда пускать нельзя, а владельцы личных автомобилей столкнутся с тем, что стоянка перед самим аэропортом платная и низких цен здесь ждать не стоит. Бесплатная стоянка тоже будет, но на значительном удалении от аэровокзала.

Железнодорожного сообщения, как уже писал donnews.ru, между Ростовом и Платовым в обозримом будущем ждать не стоит.

Что будет внутри

С арендаторами торговых площадей аэропорт уже практически определился. На первом этаже крыши всех павильонов и ресторанов будут украшены живой травой. На втором этаже и вовсе будет живой газон. Обещает Евгений Чудновский и другие внутренние «интересные архитектурные решения», которые пока держатся в секрете.

Палатки для ритейла

— Все внутренние объекты ритейла будут с лёгким экологическим налётом в оформлении, что соответствует всей концепции аэропорта. Будет красиво. Наверное, это один из наших лучших объектов, которые мы построили и в ближайшее время построим, — заявил гендиректор «Аэропортов регионов».

Что касается Duty Free, то его оператор также выбран. Им станет компания ООО «РегСтаэр», отвечающая за беспошлинную торговлю в московском аэропорту Внуково.

— Самые большие площади по ритейлу будут заняты ими, с достаточно интересными концепциями и ассортиментом. Сам магазин Duty Free будет раз в 10 раз больше, чем то, что есть в старом аэропорту. Будет и достаточно большой магазин для внутренних авиалиний, с акцентом на местные товары, — говорит Чудновский.

Из других интересных торговых объектов стоит отметить фирменный магазин атрибутики ФК «Ростов» и магазин сувенирной продукции «Ростсельмаша».

От музея атамана Платова никто не отказывается, однако здесь инвесторы предпочитают пока сохранять интригу.

— Это будет сюрприз. Очень интересно двигается проект. Это будет масштабно, креативно и интересно, — говорит Чудновский.

Что будет снаружи

Помимо платной и бесплатной парковок, на территории Платова будет отдельное здание VIP-терминала, комплекс строений, в которых расположатся силовые структуры (таможня, полиция и наверняка ФСБ) и руководство аэропорта. Неподалёку в перспективе будет построен и логистический центр Почты России. Возможность переезда на территорию Платова сейчас рассматривает и ростовский авиаремонтный завод №412.

Административные здания аэропорта

А вот с собственной гостиницей пока неясно.

— К ЧМ-2018 в городе и так очень много отелей уже построено или будет построено, — говорит Чудновский. — Так что люди неохотно смотрят на возможность строительства ещё одного отеля, но уже здесь. Хотя у нас есть один местный бизнесмен, который выразил желание его построить. Сейчас между нами идёт процесс обсуждения.

Строительства классических торговых центров на территории Платова не предполагается. Однако в процессе проработки находится проект создания так называемого Outlet Village (формат торгового центра, специализирующегося на продаже залежей одежды известных брендов со значительными скидками).

— Мы дошли до иностранных операторов, которые в текущей ситуации смысла в проекте не видят. Не потому, что место плохое или спроса нет. Просто в России не хватает брендов, которые готовы работать в Outlet. Это пока что слишком специфическая история, — рассказал Чудновский.

Связь

О своём намерении создать свою инфраструктуру на территории Платова, говорит Чудновский, уже заявили «Вымпелком» (бренд «Билайн»), «МегаФон», МТС, «Ростелеком» и ТТК. Пока же со связью в зоне аэропорта есть очевидные проблемы.

— В ближайшее время вопрос будет решён, — заверяет гендиректор «Аэропортов регионов». — Будьте уверены, что к моменту ввода в строй пассажирского терминала всё будет работать. Никаких проблем с ёмкостью сети не будет.

Авиакомпании

Одной из основных особенностей Платова будет наличие базового перевозчика. Им, как известно, стала совершенно новая компания «Азимут», изначально планировавшая «приземлиться» в Краснодаре. Первый коммерческий рейс «Азимут» выполнил в середине сентября из старого аэропорта.

Никаких других изменений по составу работающих с Ростовом авиакомпаний не будет.

— Уходить у нас некому, их и так небольшое количество, — поясняет Чудновский. — И приходить некому, потому что все и так к нам летают. Это о российских компаниях. С иностранцами сложнее, с учётом того, что с западной стороны мы поджаты {имеется в виду территория Донбасса, на которой уже несколько лет ведутся боевые действия и над которой самолёты предпочитают не летать. — donnews.ru} и зона облёта достаточно большая. Лишние полчаса полёта сильно убивают экономику.

Тем не менее, считает гендиректор «Аэропортов регионов», в ближайшее время возможны перемены:

— Пока оптимизма большого по иностранцам нет, но страна из финансового кризиса так или иначе вышла, покупательная способность возвращается. И сейчас иностранцы увидят в нас возможность развития. Я не имею в виду турецкие компании, которые и так пачками заходят.

Вырастут ли цены на авиабилеты

Скорее всего, да. Здесь важно понимать, что Платов — первый за несколько десятилетий не модернизированный, а построенный с нуля российский аэропорт. И создаётся он на частные деньги. Инвестиции «Аэропортов регионов» оцениваются в 19 млрд рублей. По словам Чудновского, компания готова к длительному сроку окупаемости (он оценивается в 20 лет). Тем не менее, чтобы даже за такой срок «отбить» вложения, тарифы за пользование инфраструктурой нового аэропорта для авиакомпаний придётся повысить.

Строящийся VIP-терминал

— Авиакомпании с пониманием относятся к тому, что тарифы должны вырасти, — заявляет Чудновский. — Безусловно, им это не нравится, но они понимают, что это новый объект и совершенно другой сервис. Поэтому, конечно, тариф получается весьма увесистым. Нас попросили растянуть повышение цен на три года, и это будет сделано.

Несмотря на это, продолжает он, Платов останется «в рамках конкурентной среды Юга России» и перевозчиков из-за этого вряд ли потеряет.

— Во-первых, мы гибко будем подходить к распределению скидок. Во-вторых, сегодня доходность авиакомпаний, летающих в Ростов, сильно выше, чем на конкурирующих рынках. То есть средний пассажирокилометр в тарифе на Краснодар или Минводы им обходится дешевле. Либо из-за высокой покупательной способности в Ростове, либо из-за чуть менее конкурентной среды, пассажиры в среднем переплачивают авиакомпаниям. Мы где-то на рубль за пассажирокилометр дороже, чем, например, Краснодар, и на два рубля, чем Минводы. Поэтому предстоящее повышение не делает нас хуже, чем Краснодар или Минводы. Если мы увеличим перевозчикам себестоимость перелётов, в целом мы останемся в рамках разумной конкурентной среды аэропортов Юга, — полагает Чудновский.

Кроме прочего, заверяет гендиректор «Аэропортов регионов», Платов готов предложить перевозчикам такой уровень сервиса, который нигде на Юге они больше не найдут. С точки зрения конкуренции, новый ростовский аэропорт, как уже писал donnews.ru, гораздо больше волнуется насчёт Москвы, а не Краснодара. {{voter}}

В любом случае, как «Аэропортам регионам» нужно отбивать свои инвестиции, так и авиакомпании, скорее всего, начнут включать свои возросшие затраты в стоимость билетов для пассажиров.

#