12,86₽
99,89₽
93,17₽

Михаил Чернышёв: «У нас не так много полномочий, чтобы влиять на строителей»

Мэрия не кошмарит бизнес

Михаил Чернышёв
Михаил Чернышёв

Ростов-на-Дону вряд ли можно назвать привлекательным городом с точки зрения архитектуры. Красивые особняки XIХ века в центральной части города перемежаются современными постройками, совершенно не вписывающимися в стилистику классицизма, и лишь создают ощущение архитектурной какофонии. То и дело в городе случаются скандалы по поводу строительства новых многоэтажек в местах, где им совсем не место. Почему город не становится краше? С этим вопросом редактор портала donnews.ru Марина Поюрова обратилась к мэру Ростова Михаилу Чернышёву.

— Объяснить это довольно просто — у городских властей не так много полномочий, чтобы влиять на строительство. Вспомните призыв «не надо кошмарить бизнес». Получается, что строители, пытаясь выжать максимум прибыли, что хотят, то и строят на том участке, который выкупили.

Например, участок на Будённовском напротив ликёро-водочного завода уже давно огорожен забором. Нам стоило огромного труда, чтобы там не началось строительство 22-этажного дома. Сейчас хозяин территории наверняка ждёт, когда власть в городе сменится и он сможет осуществить задуманное.

У нас очень либеральные законы. На западе тебе измерят конёк, и если он будет выше на сантиметр, то дом сломают. Там согласование на строительство идёт год. А у нас, чуть что, бизнесмен бежит в суд жаловаться и выигрывает дело. И нам потом грозят пальчиком: вы следите, чтобы правила благоустройства не нарушались, а строители пусть сами определяют, сколько этажей им нужно — 20 или 25. О какой самобытности и архитектурном своеобразии может идти речь?!

— А что с домом Бояркина? Как это чудо архитектурной мысли появилось в самом центре Ростова? Трудно поверить, что кто-то якобы не заметил, какой этажности здание там строят. А сейчас, по прошествии стольких лет, уже и концов не найдёшь, кто позволил это сделать.

— Меня, как и вас, возмущает, что там настроено. Сам же хозяин в процессе строительства обещал возвести здание высотой не более трёх этажей. В итоге появилось шесть. Сейчас это данность, и надо решать, что этим делать. Но если кто-то думает, что можно в любой момент подогнать технику и снести здание, он ошибается. Были суды, и решения по ним были разные, в том числе в пользу владельцев здания.

— И каков выход?

— Мы сейчас работаем над схемой переноса трамвайных путей на Станиславского. Если это здание будет мешать новой схеме путей, то мы снесём его, выплатив компенсацию владельцам. Других законных способов демонтировать ларёк Бояркина на сегодня нет.

— Будет ли продолжаться практика точечной застройки, за которую мэрию критикуют в области?

— Отказаться полностью от точечной застройки мы не сможем. Да и не нужно это. Я помню, как Владимир Фёдорович Чуб меня ругал за «Покровский» (комплекс «Ростов-Сити»). Я объяснял, что в городе должно быть нечто, что «ломает» воображение, а Покровский с его необычной архитектурой — именно тот случай.

— Каковы перспективы начала строительства на месте бывшего здания кинотеатра «Россия» в парке Горького и Зелёного театра в парке Революции?

— По «России» движения пока нет. Причина та же: бизнесмены и городские власти по-разному видят реализацию данного проекта. Изначально на этом месте должен был появиться развлекательный комплекс высотой максимум 4 этажа, при этом фасад должен быть сохранён. В итоге бизнесмен принёс нам проект здания, в котором семь этажей. Проект отклонили на законных основаниях, так как кинотеатр является памятником культуры областного значения. И генподрядчик уже долгое время не появляется.

По Зелёному театру ситуация также непростая. Когда Иван Игнатьевич Саввиди брал в аренду парк, то у него была идея восстановить греческий храм, на фундаменте которого выстроен Ростовский театр кукол. В свою очередь, кукольный театр он предложил перенести с Университетского в Зелёный театр. Мы были не против такой рокировки, но возникли сложности, связанные с тем, что Зелёный театр попал в список объектов культурного значения, являясь единым целым с драмтеатром Горького.

В данный момент мы находимся с Саввиди в судебном процессе. Бизнесмен готов разорвать концессионный договор с условием, что город ему вернёт все деньги, которые он в парк Революции вложил. Там сумма приличная.

— Ещё один проект, который на слуху, — канатная дорога на левый берег Дона. Учёные ДГТУ устроили обсуждение в сети, предложив сразу восемь вариантов её размещения. Как, на ваш взгляд, должна пройти канатка?

— О строительстве канатной дороги стали говорить лет десять назад. За это время проектов было много, не только ДГТУ их разрабатывал, но и РГСУ тоже. Какие-то проекты, если не ошибаюсь, даже участвовали в выставке. Идея сама по себе неплохая и призвана выполнять две принципиальные функции: первая — транспортное средство, которое без пробок доставит человека с одного берега на другой, вторая — туристическая, для обзора местности. Изначально рассматривалось два варианта расположения канатной дороги. Первый — в створе проспекта Соколова, с Седова с выходом на Береговую, потом на пляж и гребной канал. Второй — на Театральном спуске. Но поскольку Театральный спуск никак не оборудован, то от этого варианта отказались.

— А вариант наладить сообщение ниже по течению — от Ворошиловского моста до промышленной зоны — рассматривается?

— Заманчивое предложение, но давайте рассуждать: у нас там есть два крупных предприятия — «Юг Руси» и табачное производство. Люди приезжают на работу утром и вечером уезжают. То есть канатка работает час утром, час вечером. А чем она будет загружена в остальные часы? Если бы предложение реализовать данный проект поступило от торгового комплекса, где имеется потребность непрерывного пассажирского сообщения, то это был бы идеальный вариант. Пока таких предложений нет.

Так что самым реальным пока выглядит вариант строительства канатной дороги в створе Соколова. Тем более что в районе городского пляжа планируется создание спортивно-рекреационной зоны. Есть уже инвесторы, которые изъявляют желание взять в долгосрочную концессию пляж и построить там концертный зал, как в Юрмале. Кроме того, там могут появиться водные объекты, но с водой не из Дона. То есть люди смогут утром и днём позагорать, а вечером сходить на концерт и на футбол.

Однако, если говорить о канатной дороге, есть принципиальный момент: не стоит забывать, что город не будет тратить на этот проект бюджетные деньги. Если проект и будет реализован, то исключительно на средства инвесторов. Можно ещё три десятка вариантов нарисовать, но если не будет денег, ничего не получится.

— То есть инвесторов на строительство канатной дороги нет?

— Они периодически появляются и так же уходят. На данный момент нет человека, который бы загорелся и сказал, что готов взяться за это дело. Но есть очень много желающих поработать за деньги городского бюджета. Мы заинтересованы в том, чтобы не упустить инвестора по другому проекту, который многим казался утопией, — Северному тоннелю. Есть банк и генподрядчик — крупнейшая в Санкт-Петербурге компания, которые уже реализовали немало совместных проектов в России. Сейчас мы отрабатываем с ними гарантии, которые позволят бизнесу этим проектом заниматься.

— Что за гарантии?

— Инвесторы захотели познакомиться с формированием транспортной корреспонденции в направлении «юг-север» и разработкой транспортной модели. Они хотят точно знать, какое количество автомобилей проходит по данному направлению.

— Михаил Анатольевич, позвольте обратиться к другой теме. Вам не кажется, что Ростов очень плохо освещён? Даже центральные улицы города весьма уныло выглядят в тёмное время суток...

— Судя по цифрам, это не так. Если не учитывать Москву и Петербург, то Ростов занимает третье место в стране после Уфы и Челябинска по освещённости. Я даже удивился, что такие мощные центры, как Екатеринбург, Самара, Новосибирск, проигрывают нам. У нас 96% территории города обеспечено освещением.

— Я имею в виду не только и даже не столько количество фонарей и лампочек на улицах Ростова, а праздничную, в частности новогоднюю, подсветку. То, что ростовчане и гости города сейчас наблюдают, извините, просто убожество! Неужели нельзя что-либо придумать, кроме гирлянд, уныло висящих на деревьях?

— Согласен, тут мы работаем плохо. Всё, что сделали — шарики, которые третий год висят. Мы попытались установить иллюминацию в Покровском сквере — украсили световыми сосульками деревья. Яркое получилось зрелище. Но на этом дело и закончилось.

— А в чём проблема, в деньгах?

— Не только в деньгах. К сожалению, мы очень долго раскачиваемся. Мне приятно, что вы этим «болеете», и мне очень бы хотелось, чтобы этим проникся департамент архитектуры города. Но — увы! — пока такого нет. Я всё же дал задание разработать новогоднюю подсветку, сделать её ярче, привлекательней. Посмотрим, как выполнят.

— А если опять ростовчане увидят всё те же шарики?

— Тогда последуют оргвыводы.

— Несмотря на оптимистичные цифры по освещённости, жители Ростова жалуются, что оно недостаточное. Ещё говорят о том, что вы редко используете современные светильники.

— Начнём со второго. Действительно, нас довольно часто упрекают в том, что мы редко используем светодиодные светильники, а повсеместно используем натриевые. А между тем наши специалисты говорят, что именно натриевые светильники дают наилучший световой поток. Можно и светодиодных купить, но на это придётся потратить уйму денег.

По первой претензии. Сейчас мы разрабатываем программу развития уличного освещения, и, надеюсь, уже в этом году она даст первые результаты.

Кроме того, в рамках подготовки города к ЧМ-2018 мы вплотную займёмся заменой столбов на центральных улицах города, состояние которых плачевное. А висящие провода спрячем под землю.

— А у вас есть любимая улица в городе?

— Я не могу назвать какую-то одну улицу. Мы очень много сил потратили на Пушкинскую. Сейчас она слегка «постарела» и, может, уже не столь выразительна, но всё равно остаётся одной из красивейших в городе.{{voter}}

...У меня есть идея превратить Соборный в пешеходную зону, и уже первый шаг к этому сделан. Есть несколько проектов улицы, есть договорённость с руководством Центрального рынка, что они откроют свою территорию, и с южной стороны можно будет подойти к собору. Таким образом, человек сможет пройти от парка Горького по Соборному, спуститься вниз на набережную, дойти до Театрального, подняться до Пушкинской и вернуться в парк Горького. Такого пешеходного кольца нет ни в одном городе России. В Ростове, уверен, будет.

#