Top.Mail.Ru

На ЧМ-2018 болельщикам разрешат пить пиво на трибунах

А после мундиаля новый стадион должен будет работать 365 дней в году

В преддверии ЧМ-2018, матчи которого пройдут в Ростове, руководитель отдела консалтинга «Донбасс Арены» Андрей Санин (Украина) поделился опытом строительства стадиона, способного приносить прибыль и привлекательного для болельщиков не только Украины, но и жителей зарубежья.

Нужно продумать заранее, что будет после окончания чемпионата мира. Мундиаль — это только три недели, прекрасные три недели, но они закончатся.

«Донбасс Арена» строилась как домашняя арена ФК «Шахтёр». Потом, когда Украина получила право приёма Евро-2012, наличие современного пятизвёздочного стадиона очень помогло Донецку конкурировать с другими городами страны. Мы победили и получили право принять пять игр, включая полуфинал. По признанию иностранных болельщиков, посетивших Украину, наш стадион получил награды в двух категориях — комфорт и безопасность.

Для строительства «Донбасс Арены» мы создали управляющую компанию, которая на всех этапах контролировала проектировщиков и генподрядчиков. Поэтому мы добились реализации нашего проекта, очень сложного с инженерной точки зрения, в весьма сжатые сроки: стадион был построен за три года и два месяца, за 1158 дней. И самое главное: мы смогли уложиться в 400 миллионов долларов, или 12 миллиардов рублей (примерная стоимость будущего стадиона в Ростове — от 10 до 14 миллиардов рублей — Прим. авт.), и построить стадион самой высокой, пятой категории УЕФА.

Сейчас наш стадион стал градообразующим объектом. Это домашняя арена бессменного чемпиона Украины, но кроме этого стадион стал основным генератором входящего туристического потока. После Евро-2012 Донецк появился на туристической карте мира. Каждый год к нам приезжает большое количество иностранных футбольных туристов. «Донбасс Арена» стала настоящей визитной карточкой города.

«Донбасс Арена» является культурным и деловым центром Донецка. Это потому, что мы заранее заложили в проект бизнес-функции. Когда мы ломали голову, каким должен быть стадион, мы обратились к европейским практикам, потому что на территории СНГ ещё не было стадионов такого уровня. Европейский опыт показал, что две трети своих доходов стадионы получают при проведении футбольных матчей. Остальной доход получается за счёт дополнительных сервисов. Этот принцип мы решили воплотить.

Хочу сказать, что уже в первый сезон мы вышли на уровень операционной прибыли. То есть доходы, которые получал стадион, покрывали его расходы. Я не говорю о возврате капитальных инвестиций, вложенных в его строительство, потому что добиться этого пока нереально.

Чтобы стадион был успешен, он должен работать 365 дней в году — только в этом случае можно выйти на уровень операционных доходов. Что такое футбольные матчи? В спортивном календаре Украины это от силы 22 игры, с учётом трех дней на каждую игру (протоколка, непосредственно игра и день после матча). Получается, что в основном режиме стадион задействован только 66 дней. А что он должен делать в оставшиеся дни года? Современные стадионы — это не просто футбольное поле, это еще и целый комплекс бизнес-объектов. Помимо проведения футбольных матчей мы стараемся каждый год проводить два больших мероприятия (концерты и боксёрские шоу в чаше стадиона) и 250-300 небольших мероприятий, где присутствуют от 50 до 5 тысяч зрителей.

Ранее было устойчивое мнение, что для того, чтобы использовать газон стадиона в формате концерта, необходимо поле убирать. Нужно было строить дико дорогую конструкцию — выездное поле. Сейчас технологии настолько ушли вперед, что необходимость в этом отпала. Современное покрытие поля позволяет нам за шесть часов закрыть газон, смонтировать сцену и провести концерт. Через 6 часов мы убираем это покрытие — и поле в идеальном состоянии.

Мы можем гарантировать, что ролик, в котором генеральный директор пляшет на столе, не появится на следующий день на YouTube. Мы предоставляем корпоративные услуги частному бизнесу, проводим мероприятия и праздники. Стадион — это режимный объект, то есть туда никто посторонний не зайдёт, и мы можем обеспечить приватность.

Кроме этого, у нас есть конференц-зал для проведения качественных презентаций и пресс-конференций. А в парковой территории мы проводим афтерпати и опэнейры.

Чтобы заработать на футболе, мы разделили клиентов на две категории. У нас есть VIP (это активная часть Донецкой области, которая активно путешествует по Европе, ценит европейское качество услуг и готова за него платить премиальную цену) и рядовые болельщики, так называемый public-сегмент. Мы предоставляем им услуги максимального качества, но устанавливаем для них приемлемые цены. Уже четвёртый сезон наши цены на билеты не меняются: в пересчете на рубли их стоимость начинается с 80 рублей.

Наши VIP-клиенты — это публика, очень чувствительная к качеству услуг и комфорту. Очень важно предложить каждому випу именно тот набор услуг, который он готов оплачивать. У нас есть разные пакеты гостеприимства. Например, корпоративная ложа или скай-бокс — это отдельное помещение, полностью меблированное, оснащенное всей инфраструктурой, системой микроклимата, IP-телефонией, TV и wi-fi, в которой можно смотреть футбол в комфортных условиях. Каждая ложа имеет выход на террасу, откуда открывается прекрасный вид на футбольное поле — они расположены на 5-м уровне, откуда самый лучший вид на поле. На самой престижной западной трибуне у нас находятся скай-боксы класса премиум вместимостью 24 и 12 человек. Кроме того, мы ввели новый продукт — это маленькие ложи вместимостью 4 человека. Малый бизнес тоже хочет смотреть футбол в комфортных условиях, но оплачивать большую ложу не имеет возможности.

Для болельщиков, которые хотят приобщиться к семейной атмосфере нашего клуба, у нас есть клуб Shakhtar Family. Во время матча там смотрят игру члены семьи футболистов и футболисты, которые в этот момент не на поле.

Нельзя забывать о комфорте рядовых болельщиков, а их у нас 48 тысяч.Мы предлагаем им услуги двух типов: коммерческие, то есть те, на которых мы зарабатываем, и поддерживающие услуги, которые помогают создать у людей желание постоянно ходить на стадион, создать им комфортные условия для просмотра футбола.

У нас в чаше стадиона вообще нет полиции. На нашем стадионе действует европейская практика: у нас все вопросы обеспечения безопасности и информационного сопровождения болельщиков решаются силами специального персонала — стюардов.

На нашем стадионе развернута уникальная для восточной Европы система инфракрасного подогрева трибун. Наш клуб принимает активное участие в Лиге чемпионов: каждый год мы заканчиваем игры в декабре, а начинаем в феврале, когда достаточно холодно. Технология обогрева такова, что греются только открытые части тела. Достигается разница температур в чаше стадиона и окружающей среды до 10 градусов, это очень комфортно. Некоторые зрители зимой даже снимают куртки, настолько тепло становится. Это очень экономно — стоимость обогрева одного места 4 рубля.

Сейчас у вас запрещено пить пиво на стадионах, но, поверьте, к ЧМ-2018 запрет будет снят. Потому что основная доля спонсоров FIFA — это пивные бароны. И я хочу сказать, что никаких угроз безопасности это не несёт. Потому что тот, кто хочет напиться, тот это делает, причём с помощью куда более жестких напитков. Напиваются перед входом, а потом в чаше стадиона их развозит. Пиво к этому не приводит, зато дает стадионному оператору неплохо заработать.

Голодный зритель — злой зритель. Дайте людям возможность покушать. Стадионные фастфуды выгодны как с коммерческой точки зрения — заработать на аппетите, так и с точки зрения безопасности — если зритель голоден, вы получаете агрессию. У нас работают 53 фастфуда различного типа и размера. Уникальное отличие нашей системы общественного питания — это система безналичного расчета. Подставляете себе перерыв между двумя таймами? 48 тысяч зрителей встают и одновременно идут в ресторан. Чтобы их всех одновременно обслужить, и создана эта система безналичного расчета, которая позволяет сократить время обслуживания в два-три раза.

Некоторые болельщики боятся пропустить зрелищный момент, потому и боятся встать и пойти выпить пива. О'кей — не можете встать, мы придем к вам. У нас действует хокинг — торговля едой и напитками вразнос. Эта схема у нас появилась после Евро-2012.

Стадион окружает большой стадионный парк в 25 гектаров. Он во многом развязывает нам руки. Имея такую благоустроенную территорию, можно правильно управлять людским потоком. Представляете себе: 50 тысяч зрителей одновременно идут на футбольный матч. Это огромная нагрузка на входы. Как мы решили эту проблему? Мы развернули в стадионном парке мобильные аттракционы, которые имеют отношение к футболу, и приглашаем зрителей прийти к нам с детьми, за три часа до игры. Дети смогут покататься на аттракционах, а папы смогут выпить бутылочку пива и чудесно провести время. При этом поток зрителей на стадион распределяется более равномерно. Скажу больше: эта схема оказалась настолько эффективной, что сейчас мы вынуждены за час до начала матча останавливать развлекательные программы. Люди не могут оторваться! Мы говорим: эй, ребята матч начинается! А они катаются!

В стадионном парке мы позволяем нашим гостям делать всё, что они хотят. Хочешь – валяйся на травке. Единственное, мы просим девушек не заходить на газон на высоких каблуках. Некоторые футбольные клубы, когда видят наш парковый газон, говорят: да у нас газон на футбольном поле хуже.

Разместите на территории стадиона фан-шопы. Когда люди идут к вам на футбол, они хотят показать причастность, выразить поддержку команде. Дайте им эту возможность, дайте им купить эту атрибутику: шарфы, значки. Вы на этом заработаете, а люди будут довольны.

Когда ваш клуб начнёт хорошо играть, организуйте музей. А рано или поздно, имея такой стадион, он начнет хорошо играть. Я бы посоветовал уже сейчас начинать собирать коллекцию. Музей позволит увеличить входящий поток. Наш музей в прошлом году вошел в 45 лучших музеев Европы. В этот список входит, например, Лувр.

Сокращать вместимость стадиона после ЧМ невыгодно. Строительная площадка, фундамент, каркас и инфраструктура должны быть рассчитаны на пиковые нагрузки, на 45 тысяч зрителей. Здесь вы никакой экономии не получите, а получите дополнительные затраты, связанные с демонтажом трибун. Плюс есть ещё один момент: потом, когда ваш футбольный клуб начнёт продавать телевизионную картинку бродкастерам, они посмотрят на трибуны, увидят зияющие дырки сверху и скажут: ребята, нам это не надо, что вы нам предлагаете? Это момент, который сейчас никто не учитывает, но он потом всплывет обязательно. А что касается посещаемости, то, я повторюсь, лучше двадцатую часть, которую придется потратить на демонтаж, направить на популяризацию футбола среди жителей Ростова, и тогда разбирать трибуны не понадобится.

Буквально на днях закончился наш четвертый сезон. Ориентировочные цифры – три с половиной миллиона зрителей в рамках футбола и более пяти миллионов в рамках других мероприятий. Согласитесь, цифры очень серьёзные. Я думаю, стадион Ростова сможет добиться таких же показателей.

У нас серьёзные планы на будущее. Мы планируем послать заявку на проведение финала Лиги Европы, и мы планируем развивать наши внефутбольные программы.

#