В Азовском городском суде рассматривается уголовное дело в отношении сотрудника Азовского ДРСУ — начальника участков 20 и 25 Владимира Коленко. По версии следствия, по вине Коленко была нарушена схема движения по трассе М4 «Дон», в результате чего произошло ДТП, унёсшее жизни двух человек. Журналист donnews.ru отправился на заседание суда, чтобы разобраться в этой истории.
Жителей Энгельса Саратовской области Евгения Шевченко и Ивана Шаланцева должна была объединить общая радость — их дети Антон и Валентина собирались пожениться. В августе 2013 года Антону, служившему участковым полиции, дали отпуск, и влюблённые решили съездить в предсвадебное путешествие на Чёрное море. Свадьба была назначена на 7 сентября, а потом молодой муж должен был отправиться охранять порядок на Олимпиаде в Сочи.
18 августа Антон и Валентина выехали из Энгельса на «ВАЗ-2107». Маршрут пролегал через Саратовскую, Волгоградскую и Ростовскую области. Около 5:00 19 августа Валентина написала маме сообщение, что у них всё хорошо, они останавливались немного поспать, а теперь проезжают Ростовскую область. А уже в 7:40 родители парня и девушки узнали шокирующую новость: Антон и Валентина разбились в ДТП возле села Самарское...
Об этой аварии donnews.ru сообщил в тот же день. В официальной информации ДПЧС по Ростовской области сообщалось: около 6:25 на 1117-м километре трассы М4 «Дон» (в районе кафе «Казачий дозор») произошло лобовое столкновение автобуса Volvo и «ВАЗ-21074». Автобус, принадлежащий ООО «Ростов Сервис Авто», совершал частный рейс по маршруту Архипо-Осиповка — Ростов-на Дону, а «ВАЗ» с номерами Саратовской области двигался по направлению к Краснодарскому краю. Сообщалось, что авария произошла из-за грубейшего нарушения правил ПДД водителем «Жигулей», который выехал на полосу встречного движения. От полученных травм погибли два человека, находившихся в легковом автомобиле: женщина 1991 года рождения и мужчина 1988 года рождения. Это были Валентина и Антон.
Последствия аварии зафиксировал чей-то видеорегистратор...
Однако родители молодой пары, прибыв на место ДТП, посмотрели протоколы и схемы, составленные сотрудниками правоохранительных органов, поговорили со свидетелями — и отказались верить, что авария произошла по вине Антона.
Уголовное дело возбудили только после вмешательства руководителя Следкома РФ
Родители погибших обратили внимание на то, что схема ДТП была составлена без подробностей, которые правоохранителям, видимо, показались лишними. Например, на схеме отсутствовала заправка по ходу движения со стороны Краснодара, не был учтён знак «движение по полосам» по ходу движения со стороны Ростова. Вопросы вызывала и нанесённая жёлтым, а не оранжевым, как положено по ГОСТу, временная разметка.
На момент аварии на месте ДТП то ли ещё шли, то ли только закончились ремонтные работы, проводимые ДРСУ, — показания разнятся. Дорожники утверждают, что на участке уже положили новый асфальт и готовились демонтировать временную разметку, а свидетели говорят о том, что часть асфальта — полоса со стороны заправки — ещё отсутствовала. Слова свидетелей подтверждаются и фотографиями с места ДТП. Между тем каких либо знаков, предупреждающих о том, что на участке идёт ремонт, не было. Знаки чудесным образом появились через несколько часов после трагедии. Но об этом чуть позже.
Водитель автобуса рассказал, что принял влево, чтобы объехать выезжавший с заправки длинномер, и вдруг перед ним возник автомобиль Антона, внезапно выехавший на встречку. (Примечательно, что полицейские даже не опросили водителя длинномера, хотя тот после ДТП остановился у обочины).
Свидетели же сообщили, что Антон на встречную полосу резко не выскакивал, а заранее перестроился в полосу, где произошло столкновение, руководствуясь знаком «движение по полосам», разрешающим левый поворот для заезда на заправку (баки «Жигулей», как потом выяснилось, были совершенно пусты). Именно когда парень собирался совершить манёвр, и произошло столкновение.
Родители погибших не могли понять, почему виновным в аварии назначили их сына: ведь он ехал согласно дорожному знаку, разрешающему поворот налево. Полицейские же утверждали, что Антон ехал со скоростью 130 километров в час, и ссылались на показания спидометра «Жигулей». Но спидометр был разбит (что не вызовет удивления ни у кого, кто видел фото машины после аварии) — стрелку можно было повернуть пальцем. Что, как подозревают близкие Антона и Валентины, и было сделано кем-то из сотрудников полиции после ДТП...
Когда родственники погибших прибыли на место аварии, разбитую «семёрку» уже увезли. Иван Шаланцев со старшим сыном долго не могли её найти, пока не обнаружили на стоянке в районе «Овощного рынка» неподалёку от Ростова. При осмотре они обнаружили остатки видеорегистратора. Флэшка осталась целой, но только снаружи — извлечь из-неё данные не смогли специалисты ни в Ростове, ни в Москве. Забегая вперёд, скажем, что через какое-то время машину утилизировали без ведома Шаланцевых и Шевченко, хотя следствие ещё было не завершено, а из Москвы поступило сообщение, что автомобиль готовы принять на экспертизу.
По странному стечению обстоятельств исчез и тахограф из пассажирского автобуса. Водитель сообщил, что его кто-то забрал сразу после аварии. Так что установить, с какой скоростью ехал автобус и останавливался ли водитель на положенный отдых, теперь невозможно. Хотя на момент аварии он находился за рулём около девяти часов и ехал без напарника.
Ещё одна неприятная деталь: с места ДТП исчез клатч Валентины, в котором находились карточки и наличные — порядка 52 тысяч рублей. Следователь, работавший на месте происшествия, сославшись на свою неопытность, сообщил, что он не сделал положенной описи имущества погибших.
Сотрудник правоохранительных органов на месте аварии. При нём вещи погибших.
При этом на фотографиях, сделанных экспертом, видно, что вещи погибших следователь собрал и аккуратно сложил в кучу. Куда потом делись деньги, неизвестно...
Вещи погибших на месте ДТП, фото сделано экспертом. Розовый клатч с деньгами после бесследно исчез
Шаланцевы и Шевченко пытались добиться возбуждения уголовного дела, но им неоднократно отказывали — в папке с документами папы Валентины Евгения Шевченко целая стопка отказов и отписок из разных инстанций. Только после того, как в августе 2014 года, спустя почти год после ДТП, отцы Валентины и Антона попали на личный приём к руководителю Следкома РФ Александру Бастрыкину, дело сдвинулось с мёртвой точки.
Сотрудник Азовского ДРСУ свою вину в смерти людей не признаёт
Установить, что авария произошла по вине работников Азовского ДРСУ, помогла экспертиза. Согласно заключению экспертов Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ, причиной ДТП стала неправильная организация дорожного движения на месте ДТП.
Столкновение произошло на полосе проезжей части шириной 4,3 метра, ограниченной двумя линиями разметки жёлтого цвета. При этом, по заключению экспертов, однозначно определить допустимое направление движения по этой полосе невозможно. Если оценивать предназначение этой полосы по направлению движения в сторону Краснодара с учётом установленного знака 5.15.1 «Направление движения по полосам», получается, что полоса предназначена для движения левоповоротных автомобилей. Этим и руководствовался в своих действиях Антон Шаланцев, ведь в случае, когда значения дорожных знаков и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу, либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
Здесь произошло столкновение. Место, где находился автомобиль Антона отмечено конусами
Если же оценивать предназначение полосы, где произошло столкновение, по направлению движения к Ростову, с учётом нанесённой жёлтой разметки, то её можно считать левой полосой проезжей части для водителей, едущих в Ростов. Таким образом, оба водителя ехали согласно знакам и разметке, установленной дорожниками...
О том, как трудно было определить, чему следовать — знаку или разметке — свидетельствовали и люди, ехавшие следом за Антоном Шаланцевым. Они, кстати, чудом избежали столкновения с летящим после удара о «семёрку» через встречную полосу автобусом Volvo — женщина-водитель успела затормозить.
Автобус после столкновения пересёк встречку и остановился прямо под знаком "движение по полосам". На фото видно, только его опору. Зато видно цветы, оставшиеся от предыдущего смертельного ДТП на этом месте...
Ответственность за дорожные работы на этом участке, а также за обеспечение безопасности во время их проведения лежит на Владимире Коленко. На суде выступили свидетели — бывшие и действующие сотрудники ДРСУ. Они рассказали, что в день аварии Коленко позвонил одному из работников, сообщил, что произошло ДТП, и велел взять временные знаки об ограничении скорости, дорожных работах и запрете обгона. Начальник сказал, куда привезти знаки, а он покажет, где и как их ставить. Работники погрузили знаки в «Газель» и поехали куда было сказано, но в районе Самарского поста автомобиль заглох — кончился бензин. Со слов свидетелей, Коленко много раз звонил им, поторапливал и ругался, а когда понял, что те не доедут, видимо, обратился к другой бригаде или даже сам привёз и расставил знаки. Так или иначе, спустя несколько часов после аварии на её месте появились предупреждающие знаки, а Коленко, сфотографировав их, позднее утверждал, что там они и были, несмотря на показания свидетелей.
Коленко не смог объяснить, почему на время работ не был закрыт знак, разрешающий поворот налево, противоречащий разметке. Нанесением разметки, по его словам, занималась бригада рабочих, которые давно уволились. Он также не согласился с выводами экспертов о том, что действия работников Азовского ДРСУ и его лично стали причиной гибели двух людей. На суде Коленко был молчалив и немногословен.
По статье «Выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлёкшее по неосторожности смерть двух лиц» Владимиру Коленко грозит до 10 лет лишения свободы. Сочтёт ли суд доказательства его вины достаточными — покажет время. Следующее заседание назначено на конец марта.
Иван Шаланцев и Евгений Шевченко
Евгений Шевченко и Иван Шаланцев пока отправились в Энгельс. Они надеются, что добьются справедливости и виновники гибели их детей будут наказаны. Кроме того, отцам хотелось бы верить, что приговор побудит дорожные службы более ответственно выполнять свои обязанности: незадолго до гибели молодой пары на этом же месте произошло другое смертельное ДТП...
Валентину Шевченко и Антона Шаланцева, которым так и не суждено было стать мужем и женой, похоронили вместе.
Поделиться: