Top.Mail.Ru

Ростовский водоканал объяснил, почему вода из кранов может дурно пахнуть и как специалисты с этим борются

В этом году сине-зелёные водоросли зацвели аномально рано

Водозабор на реке Дон
Водозабор на реке Дон

В этом году многие ростовчане вновь столкнулись с неприятным запахом от воды, идущей в их квартирах из кранов. Некоторые стали бить тревогу, жаловаться во все возможные инстанции, опасаясь, что такая вода опасна для здоровья. Donnews.ru решил узнать у представителей ростовского водоканала так ли это, а заодно и познакомиться с работой городских очистных сооружений.

Как говорит директор технологического департамента АО «Ростовводоканал» Игорь Тронь, проблема дурного запаха от воды встала в городе относительно недавно — в 2013 году. Её источник — сине-зелёные водоросли в Дону, из которого и берётся вода в кранах ростовчан.

— Тогда для нас появление этой проблемы стало сюрпризом. В том же году мы провели целый комплекс научных исследований по минимизации последствий цветения водорослей, — рассказал он.

Однако в итоге удалось лишь найти способ снизить показатель запаха от воды до нормативно-допустимого уровня — 1-2 балла. Это метод аэрации — собственная разработка ростовского Водоканала, которая применяется с 2014 года. Его суть в более длительном контакте воды в фильтрах очистных сооружений с воздухом, из-за чего существенная часть веществ, дающих воде запах, улетучивается.

Полностью решить проблему может метод углевания воды, предполагающий применение для очистки воды активированного угля.

— Существующие возможности водоканала, — рассказывает Тронь, — позволяют удалять из воды водоросли, но те вещества, которые выделяются ими в процессе жизнедеятельности и отмирания, находятся в воде в растворённом состоянии и полностью удалить их пока невозможно. Для полного, глубокого удаления этих веществ необходимо провести модернизацию очистных сооружений, построив блок по углеванию воды.

Игорь Тронь

По его словам, проект такой модернизации в настоящее время выполнен, получено положительное заключение экспертов. Решается вопрос с поиском источника финансирования строительства. Цена вопроса — около 200 млн рублей.

Что касается 2018 года, то нынешнее цветение сине-зелёных водорослей в водоканале называют аномальным.

— В этом году всё усугубляется тем, что цветение реки началось гораздо раньше, чем обычно — в начале июня вместо конца августа. К концу июня-началу июля максимальная концентрация этих водорослей в реке составила 208 тысяч клеток в миллилитре при норме для водоисточника — не более 100 тысяч. Отбор проб воды и мониторинг ситуации ведётся лабораторией водоканала ежедневно, — рассказал Игорь Тронь.

Однако надо понимать, что запах от воды по сути вопрос лишь дискомфорта. На её качество это никак не влияет, говорит начальник отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями среды проживания управления Роспотребнадзора по Ростовской области Сергей Коржов.

— Питьевая вода, которая из-за цветения водорослей имеет запах, является безопасной в эпидемиологическом плане и безвредной по химическому составу. Запах — это органолептический показатель, никакой угрозы жизни и здоровью населения он не представляет, — говорит эксперт.

По словам Коржова, Роспотребнадзором в этом году действительно фиксируются жалобы со стороны горожан на воду. По всем заявлениям проводятся проверки, отобранные пробы отправляются на анализ в ростовский филиал Центра гигиены и эпидемиологии, который раз за разом подтверждает, что вода в кранах ростовчан соответствует норме по микробиологическим и санитарно-химическим показателям.

Добавим, что за последние годы ростовский водоканал вложил много денег в модернизацию городских сооружений. В итоге водопроводная вода в Ростове полностью безопасна.

— Раньше для очистки воды и обеззараживания воды использовался жидкий хлор, — рассказывает Игорь Тронь. — Это опасное вещество, что при производстве, что при транспортировке. Поэтому в 2008 и в 2015 году на обоих комплексах ростовских очистных сооружений были построены электролизные для производству гипохлорида натрия.

Электролизная

Это вещество нужно для обеззараживания воды. И хотя основной элемент в нём это всё равно хлор, данный реагент является уже безопасным. Производится он из обычной поваренной соли. Благодаря специальному оборудованию он поступает сразу на площадки очистных сооружений и добавляется в воду. Возить его в бочках по всему городу, как это было с жидким хлором, не нужно.

Более того, не так давно ростовский водоканал ввёл в эксплуатацию блоки ультрафиолетового обеззараживания воды.

Часть комплекса по ультрафиолетовому обеззараживанию

— Проходя установки ультрафиолетового излучения, вода полностью глубоко обеззараживается, — рассказывает Игорь Тронь. — После ультрафиолета из микробиологии в воде не остается ничего. По сути теперь у нас двойная защита воды от бактериологических загрязнений, как от обычных, так и от вирусов, которые тот же хлор, например, не берёт. Ультрафиолет даёт стопроцентную гарантию обеззараживания.

Чтобы понять, насколько отличается та вода, которая берётся из Дона, и та, которая течёт потом из крана, достаточно посетить специальный цех водоканала. Здесь собирается весь осадок, выпадающий при очистке воды, обезвоживается до состояния вязкой глины и вывозит на полигон. Как говорит Игорь Тронь, ежедневно на мощностях водоканала образуется от 20 до 50 тонн (от 2 до 5 «Камазов») этого осадка.

Осадок из воды

Слева вода из Дона до очистки, справа — после

#