12,79₽
100,01₽
92,45₽

Треть отремонтированных в Ростовской области дорог через два года приходится переделывать

С латанием дыр вскоре обещают покончить

Ремонт дороги в Ростове. Фото ТАСС.
Ремонт дороги в Ростове. Фото ТАСС.

Порядка 30% бюджетных денег, выделяемых на ремонт и капремонт автомобильных дорог в Ростовской области, расходуется неэффективно, заявил на Донском транспортном форуме профессор, доктор технических наук Сергей Илиополов.

— Что это означает? — говорит эксперт. — А то, что в течение одного, максимум двух лет, прошедших после проведения работ, до 30% протяжённости отремонтированных автодорог требуют повторных, необоснованных вложений. Ежегодно в Ростовской области ремонтируется около 450 километров дорог. В течение следующих двух лет порядка 150 километров из них требует повторного ремонта.

Причина такой ситуации, говорит Илиополов, в «субъективности управленческих и проектных решений», вызванных спецификой российского законодательства. Дело в том, что основным методом обследования и мониторинга дорог в стране является визуальная диагностика. Говоря проще, ремонтируют там, где видят трещины или ямы, «на глазок».

— В результате мы пытаемся устранять дефекты дорожного покрытия, не только не устраняя причины их образования, но и не понимая их, — говорит Илиополов. — Визуальная диагностика позволяет работать только с верхним слоем дороги, тогда как это сложная конструкция, состоящая из многих слоёв.

По его словам, во всех развитых странах ремонт дорог проводится, мягко говоря, не так. Там работают специальные дорожные цифровые лаборатории, которые занимаются комплексным мониторингом состояния автодорог. С их помощью создаётся цифровая модель дороги, определяются причины появления на ней всех дефектов и сразу становится ясно, что с этим сделать, чтобы через два года не переделывать.

— Это полноценная система управления состоянием дорог. Мы же просто латаем дыры, — говорит Илиополов.

Подобные цифровые лаборатории в России есть, в том числе и в Ростовской области. Однако использовать их было невозможно, так как установленное в них программное обеспечение было не в состоянии работать с применяемыми в России при ремонте дорог материалами и конструкциями. Какое-то время назад проблему решили, адаптировав всё оборудование под отечественную дорожную сеть.

Первым, что логично, использовать цифровые лаборатории стал Росавтодор. В итоге с 2015 году, говорит Илиополов, на своих объектах госкомпания смогла сократить межремонтные сроки в 2 раза. Ростовская область начала использовать эти технологии лишь в 2019 году и пока в качестве пилотного проекта, оцифровав 25% опорной сети областных дорог. Планируется, что в 2020 году работа будет завершена на 100%, после чего ремонт дорог в регионе должен перестать представлять собой простое латание дыр за миллиарды бюджетных рублей.

#