Top.Mail.Ru
14,45₽
110,49₽
105,01₽

В программе медицинских госгарантий разобраться непросто

Но дефицита средств нет

Директор территориального ФОМС по Ростовской области Алексей Решетников
Директор территориального ФОМС по Ростовской области Алексей Решетников

Каждый из нас ежемесячно отчисляет взносы в фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Территориальный фонд на сегодняшний день является основным распределителем финансовых средств (83% от всей затратной части системы здравоохранения финансируется ТФОМС) и исполнителем контрольно-надзорных функций в сфере здравоохранения. Обеспечение бесплатной медицинской помощи, которую мы получаем, лежит именно на ФОМС. О том, что же должны получать граждане в качестве бесплатной медпомощи и как можно проверить приписки, в интервью donnews.ru рассказал директор территориального ФОМС по Ростовской области Алексей Решетников.

— Алексей Валентинович, согласно результатам опроса ОНФ, более 16 000 респондентов из 85 регионов России, больше 20% россиян считают, что с начала 2015 года доступность и качество медпомощи ухудшились. При этом большинство россиян толком не понимают, на что они вправе рассчитывать, предъявляя полис ОМС в медицинском учреждении.

— Ответ на этот вопрос зависит от того, с какой стороны ты находишься: со стороны пациента, со стороны медицинской организации либо со стороны страховой компании. С каждой из этих сторон ситуации разная. Так, врачи говорят, что помощи они стали оказывать больше, и её качество улучшилось, и оборудования у них появилось больше. Страховые же медицинские компании утверждают, что стали выявлять больше нарушений при оказании медицинской помощи. Территориальный фонд является фактически единственной организацией, располагающей штатом экспертов, и все жалобы по вопросам медицины, поступающие как из органов государственной власти, так и со стороны тех же страховых компаний, проверяются именно экспертами фонда. Могу с уверенностью сказать, что количество обоснованных жалоб сократилось весьма существенно.

Что же касается информирования населения о программе госгарантий бесплатной медицинской помощи, то с нашей стороны делается всё возможное. Это и новая «оболочка» сайта фонда, сделанная для удобства пользования жителями региона, и размещение материалов в каждом лечебном учреждении, и многое другое. Вопрос несколько в другом. Непросто разобраться в самой программе госгарантий, ибо она достаточно обширна. Но практически все виды медицинской помощи, за исключением её некоторых видов, таких как лечение туберкулёза, кожно-венерологических заболеваний и некоторых других, входят в программу госгарантий по полису ОМС, в том числе и скорая медицинская помощь.

— Получается, что гражданам не могут отказать в медицинской помощи или оказать её не в полном объёме из-за отсутствия финансовых средств?

— Такого быть не может. По базовой программе госгарантий у нас дефицита бюджета нет. Финансирование по базовой программе увязано с так называемыми стандартами оказания медицинской помощи и просчитаны исходя из них. Бывают некоторые проблемы, связанные с тем, что некоторые лечебные учреждения недовыполняют взятый на себя объём, некоторые перевыполняют, и задача фонда, что называется, держать руку на пульсе, нивелируя все эти вопросы.

— В 2015 году в рейтинге эффективности систем здравоохранения, составленном агентством Bloomberg, Россия обосновалась на 49-м месте, оставив позади Бразилию. Справедливости ради надо отметить, что Россия в 2015 году впервые вошла в шорт-лист 50 стран этого рейтинга, а первое место в нём занял Гонконг, продолжительность жизни в котором составляет почти 84 года.

Финансирование по программе ОМС в 2016 году на жителя Ростовской области составляет без малого 8439 рублей, а если прибавить к этой сумме ещё бюджетное финансирование всех уровней, то сумма возрастёт не менее, чем до 12000 рублей. При этом годовую медицинскую страховку, в случае выезда в тот же Гонконг, с покрытием в 50 тысяч евро можно приобрести начиная с 9189 рублей. Как вы думаете, в чём же секрет здравоохранения «страны, растущей вверх»?

— Я думаю, что основной секрет здесь в перечне оказываемых медицинских услуг. Вполне возможно, что далеко не все виды медицинской помощи входят в эту страховку. У нас, например, есть высокотехнологическая помощь. В этом году мы направили на неё 1 млрд 200 млн рублей, и большая её часть финансируется из фонда ОМС. Ещё три-четыре года назад эти средства были в разы меньше. Сравнивать нужно сравнимые вещи, на мой взгляд, это не совсем корректное сравнение нашей системы ОМС и того, что предлагается страховой компанией, тем более что мы точно не знаем, что именно.

— Давайте рассмотрим гипотетическое предложение, если бы вместо программы госгарантий каждый гражданин имел бы страховое покрытие в виде определённой суммы. Скажем условно, 500 тысяч рублей или иную сумму, это уже вопрос к фонду, экономистам и финансистам. Обратился больной к врачу, назначили ему обследование, лечение, медицинские процедуры, и по окончании лечения образуется некая сумма за медицинские услуги. Вам не кажется, что всё значительно упростилось бы?

— В мире существует много систем оплаты медицинской помощи. Федеральный фонд направлял нас знакомиться с системой медицинского страхования в Китае. Несмотря на то, что китайская система считается прогрессивной, мы были удивлены тем, что у них существует система софинансирования. При обращении в медицинское учреждение открывается личный счёт, и сам пациент кладёт на этот счёт собственные средства. По окончании лечения, получив документы из лечебного учреждения, он идёт в организацию, которая проверяет, правильно ли его лечили, а именно объём и качество оказанной медицинской помощи. После этого, в зависимости от заболевания, ему возвращают только часть средств — 70-80%. Софинансирование направлено прежде всего на контроль, ибо когда человек из собственного кармана начинает платить даже часть средств, он стремится получить более качественную медицинскую услугу.

Системы разные существуют, и сказать, какая из них лучше — непросто. У нас целые институты занимаются этими вопросами, пока что остановились на той, что есть. Хотя, по сути, способ оплаты не менялся: скорая у нас не оплачивается «за вызов», а финансируется в нормативном порядке, ибо оплата происходит не за вызов, а по так называемому подушевому нормативу, т. е. сколько человек прикреплено к подстанции, за стольких и получают финансирование. В 2015 году скорая помощь была профинансирована фондом в объёме двух миллиардов рублей. Обсуждать вопрос системы финансирования можно долго, при этом каждая из них в чём-то лучше, а в чём-то не очень.

— Были ли обращения застрахованных в системе ОМС по поводу приписок в виде не оказанной медицинской помощи лечебными учреждениями области? Насколько мне известно, с такой инициативой выступила СМК «Панацея», и они на сегодняшний день получили уже более сотни обращений в свой адрес от граждан, которые утверждают, что им приписаны не оказанные медицинские услуги. Это вообще проблема для фонда?

— Да, это проблема, и она присуща не только нашей стране. С появлением страховых компаний появилось, к сожалению, и страховое мошенничество, и оно существует чуть ли не во всех странах мира, в большей или меньшей степени, конечно. В США у страховых компаний есть даже свои агенты, работа которых направлена на выявление страхового мошенничества в сфере здравоохранения. Кстати сказать, экспертиза медицинской помощи, проводимая страховыми компаниями, направлена не только на защиту прав пациентов, но и на пресечение подобных экономических нарушений.

Бороться с этим можно и нужно и самый эффективный способ — это обратная связь с пациентом. Начиная с этого года предусмотрено два способа информирования: справка, выдаваемая страховой медицинской организацией, и информация, доступная в личном кабинете гражданина в интернете с доступом через портал госуслуг.

На сайте фонда такой сервис начал работать с 1 апреля. Каждый, кто имеет доступ к порталу госуслуг, может через сайт территориального фонда зайти в свой личный кабинет и проверить оказанные ему медицинские услуги. Пока что за месяц его посетили несколько сотен застрахованных, и ни один из них не сообщил об обнаружении приписки в свой адрес. Первым среди страховых компаний такой сервис открыло МСО «Панацея». К ним действительно поступали жалобы граждан на фальсификацию данных о полученных медицинских услугах.

— По данным ОНФ, каждый пятый медработник в России получает менее 10 тысяч рублей в месяц. При этом денежные выплаты в Ростовской области в системе здравоохранения порой разнятся в 10 и более раз, и при этом зарплата зачастую зависит не столько от квалификации персонала, сколько от категорийности самого лечебного учреждения. Собирается ли ТФОМС предпринимать какие-либо шаги для выравнивания системы оплаты труда медработников?

— В прошлом году мы пользовались нормативными документами федерального фонда, в которых было достаточно чётко прописано, что, например, на заработную плату медицинского персонала должно выделяться не менее 60% средств, на лекарственное обеспечение — не менее 15% и т.д. С этого года распределение поступающих денег из фонда в лечебные учреждения полностью отдано на усмотрение их руководителей. Фонд с этого года даже не занимается централизованными закупками медикаментов, все эти функции переданы на места с пониманием, что на месте виднее, что и в каком количестве надо.

Любое медицинское учреждение — это организация, которой помимо лечебной работы присущи ещё и функции по своему жизнеобеспечению. Это и текущий ремонт, и содержание так называемого не зарабатывающего персонала (электрики, сантехники, бухгалтерия, тот же административный персонал). Каким образом и в каких объёмах перераспределить поступающие средства из фонда внутри учреждения, это и есть забота его руководителя, т.е. главного врача. Там, где главные врачи знают своё дело, поверьте, перекосов в зарплате нет. Мы, конечно, отслеживаем ситуацию и по каждому факту разбираемся. При этом мы, конечно, понимаем, что далеко не все главврачи заинтересованы в прозрачности бухгалтерии, порой до сведения персонала не доводится информация о возможности получения ими тех или иных выплат, возникают непонятные ситуации.

Мне самому удивительно, что примерно в одинаковых по структуре медучреждениях ситуация различна: в одних и работа стабильная, и зарплаты достойные, а другие постоянно лихорадит.

— Алексей Валентинович, пользуясь случаем, не хотели бы вы добавить что-нибудь от себя лично?

— Хотелось бы добавить, что для нас, для фонда, очень актуален вопрос личных данных. Бывает так, что человек сменил фамилию после вступления в брак либо по другим причинам, затем получил новый полис, а старый не сдал — и у нас получаются двойники. В этом плане хотелось бы призвать граждан следить за актуальностью своих персональных данных и активней взаимодействовать с фондом, посещать сайт, узнавать о своих правах и изменениях происходящих в законодательстве, благо сейчас всё для этого есть. Активнее взаимодействовать с представителями фонда, а они работают в 180 лечебных учреждениях области, которые готовы оказать всяческое содействие в разрешении любых затруднительных ситуаций у граждан. С первого июля мы планируем начало работы колл-центра. Это будет многоканальный телефон, который позволит существенно повысить качество предоставляемой информации по всем вопросам, относящимся к системе ОМС, ибо в этот центр будут поступать звонки, как адресованные в адрес фонда, так в адрес страховых медицинских компаний.

И, конечно же, хочу пожелать всем застрахованным в системе ОМС крепкого здоровья!

#