В Ростове уже месяц готовится транспортная революция — маршрутная сеть будет перелопачена, подвижной состав заменён, и как со всем этим будет жить город — неясно. Перевозчики при этом говорят, что город ждёт коллапс, власти утверждают, что все мы идём в светлое будущее, а простые граждане тем временем ничего толком не понимают. Donnews.ru попытался разобраться в том, что же происходит, к чему это приведёт, кому это всё нужно и зачем.
Что будут менять?
Новые конкурсы на обслуживание городских маршрутов пассажирского транспорта были начаты в конце июня этого года. Предыдущие подобные процедуры проводились в 2014-2015 году, а слухи о новом конкурсе появились ещё год назад. Однако для перевозчиков, по крайней мере частных, новый конкурс всё равно стал сюрпризом, причём очень неприятным. Всё дело в требованиях к автопарку, которые прописаны в техзадании каждого конкурса (всего их 65). Основные — это наличие кондиционеров, устройств для перемещения в салон инвалидов-колясочников, а также требования о соответствии подвижного состава экологическому классу топлива не ниже ЕВРО-4.
На момент начала осуществления перевозок на каждом маршруте не менее 30% подвижного состава, заявленного на участие в конкурсе, должны будут отвечать указанным требованиям. К 2020 году — 50% подвижного состава, с 2021 года — 75% и к 2022 году весь подвижной состав должен соответствовать предъявляемым требованиям.
Второе большое новшество — резкое снижение числа маршруток. Конкретные цифры назвал директор департамента транспорта Сергей Саенко.
— Проект новой маршрутной сети предусматривает увеличение подвижного состава до 1280 единиц. Таким образом, мы планируем увеличить провозную способность. Так, число больших автобусов вырастет с 436 до 552, а маршрутные такси будут сокращены почти вдвое. Вся транспортная сеть будет состоять из 103 маршрутов {сейчас их 113. — donnews.ru}, — рассказывал чиновник.
Как позднее уточнял глава администрации Виталий Кушнарёв, в новой маршрутной сети 49 маршрутов будут обслуживаться автобусами большой вместимости, 38 — средней вместимости и 16 — маршрутками. По итогам 2017 года, 65 маршрутов обслуживалось обычным автобусами и 51 — маршрутками. Полный список ожидаемых изменений в маршрутной сети donnews.ru уже публиковал.
Своё отношение к маршруткам в администрации города не скрывают.
— Мы хотим убрать маршрутки из нашего города, — заявлял на днях Кушнарёв. — Они не соответствуют требованиям современной жизни и постоянно нарушают правила дорожного движения, что приводит к ДТП. Альтернативой им должны стать автобусы большой вместимости.
Как заверяет администрация Ростова, итоги всех конкурсов будут подведены до конца августа, а крайний срок запуска новой маршрутной сети — 1 ноября этого года.
Почему перевозчики в депрессии
По словам властей, все эти изменения призваны в корне улучшить транспортное обслуживание ростовчан. И, на первый взгляд, всё прекрасно. Однако, по словам руководителей ростовских автотранспортных предприятий, цели у администрации несколько иные.
— То, что конкурс сделан для того, чтобы убить ростовские частные транспортные предприятия — это однозначно, — говорит директор ООО «Янтарь-1» (маршруты №№ 33, 54, 67, 69, 78, 83, 89 и 98) Андрей Косов. — По требованиям, которые прописаны в техзадании конкурсов, даже те 30 автобусов, которые мы купили в 2015 году, мне надо списать. Просто потому, что у них нет кондиционеров.
Казалось бы, очевидный выход из проблемы — установка кондиционеров. Это дорого (порядка одного миллиона за кондиционер), но реально. Однако есть нюансы.
— На свои вопросы я получаю противоречащие друг другу ответы. Один раз мне сказали, что кондиционеры необходимо иметь до подачи документов на конкурс, в другой — что до начала осуществления работы на маршрутах. Почему нельзя обязать победителей конкурса при подписании контракта гарантировать установку кондиционеров, например, к 1 апреля 2019 года? А так я сейчас потрачу 30 млн на них и проиграю конкурс. И будет просто выкидывание денег. Не говоря уже о том, что заказ, закупка, доставка и установка кондиционеров — это минимум 3-4 месяца.
Кроме того, кому нужны кондиционеры осенью, когда должна заработать новая маршрутная сеть? Получается, что до весны 2019 года их установка действительно терпит. Примерно такая же ситуация и с устройствами для посадки в транспорт инвалидов-колясочников. Их покупка и установка требуют времени, не говоря уже о деньгах. По словам Косова, в конкурсной документации недавно появилось и такое странное требование к маршруткам, как низкопольность. Таких машин, говорит он, вообще не существует в природе.
При этом никто из транспортников, по сути, не спорит с необходимостью установки в автобусах и кондиционеров, и подъёмных устройств для инвалидов.
— Чисто по-человечески всё это выглядит странно, — говорит директор АТП-5 (маршруты № 21, 45, 46, 47, 63, 65, 77, 79, 85, 92а, 92, 95, 102, 104, 107) Сергей Портнов. — Когда мы были нужны, например во время того же ЧМ-2018, власти приходили, просили, и мы по тем или иным вопросам помогали. И они прекрасно знали, каким будет этот конкурс, но никаких предупреждений по поводу столь жёстких условий не было. Хотя раньше нам всегда заранее, хотя бы примерно, говорили, какие будут условия, и рекомендовали готовиться, обновлять состав и прочее.
Как говорят руководители транспортных предприятий, общение с ростовскими властями в последнее время в принципе отсутствует. По словам директора АТП-3 (маршруты № 94, 96) Вячеслава Караева, все свелось к получению «директив, указаний и штрафов». К слову, за последние три года руководитель департамента транспорта Ростова сменился четырежды.
— Раньше были не то что регулярные совещания, планёрки проводились с департаментом, — говорит Сергей Портнов. — Теперь же, с декабря 2017 года, дай бог было два совещания. И то в большей степени они касались проведения ЧМ-2018.
По словам Вячеслава Караева, его предприятию (старейшему АТП Ростова) для обновления автобусного парка до требований конкурса нужно где-то взять примерно 150 млн рублей. Ни один из его автобусов по требованиям конкурса не проходит.
— Мало у кого из ростовских перевозчиков найдутся финансовые ресурсы в таких пределах. Мало кто отважится обновление парка произвести за счёт кредитных ресурсов. Надеюсь, департамент транспорта пересмотрит условия конкурса в сторону смягчения и здравого смысла, — говорит он.
Зачем властям создавать такую ситуацию? Автотранспортники полагают: конкурс изначально нужен не для того, чтобы улучшить качество транспортного обслуживания ростовчан, а чтобы, по сути, провести передел всего рынка.
— Как я думаю, конкурс проводится под каких-то конкретных перевозчиков, — говорит Андрей Косов. — МУПам купили 200 новых автобусов за счёт федерального и областного бюджетов. Они полностью соответствуют требованиям конкурсной документации и как раз укладываются в 30% подвижного состава. В итоге муниципалы заберут все маршруты, мы вылетим, и они будут брать наши автобусы за три копейки в аренду, так как своих автобусов на все маршруты у них не хватит. Нам ничего не будет оставаться, как соглашаться на их условия, потому что автобусы в лизинге и за них надо расплачиваться. Точно по такой схеме уже сработали власти в Нижнем Новгороде и Волгограде.
С ним отчасти соглашается и Сергей Портнов:
— Если бы не было такого подвижного состава, который купили МУПам на федеральные и областные деньги для ЧМ-2018, я очень сильно сомневаюсь, что критерии оценки в конкурсах были бы столь жёсткими.
Кто же будет ездить
Во-первых, конечно же, главный транспортный МУП города — «Ростовпассажиртранс». В-вторых, частные АТП хоть и крайне недовольны конкурсом, но часть из них точно попробует закупить новые автобусы или модернизировать под выставленные требования существующие. Так, в АТП-5 уже заявили, что прямо в эти дни спешно заказывают и монтируют на свои автобусы кондиционеры.
В том, что часть частных предприятий смирится с происходящим, чтобы остаться на рынке, уверен и Виталий Кушнарёв:
— Мы знаем, что транспортники принимают конкурс в штыки, но многие компании производят сейчас замену подвижного состава, который выйдет на наши улицы. Так что предложения будут, безусловно.
При этом власти не исключают и возможность того, что на ростовский рынок пассажирских перевозок придут новые игроки из других городов. Глава департамента транспорта Сергей Саенко официально подтверждал, что в конкурсах могут принимать транспортники из любого уголка России. Как утверждает юрист Николай Ларин, который сейчас во всех возможных инстанциях пытается добиться отмены проведения конкурса на пассажирские перевозки, такое заявление со стороны чиновника прозвучало неслучайно.
— На самом деле департамент транспорта Ростова ведёт переговоры с иногородними перевозчиками. Техника уже согнана на левый берег, — говорит он.
Что это действительно так, в беседе с donnews.ru заявили и директора некоторых автотранспортных предприятий. А на днях появились и фотографии этой техники.
Снимки якобы сделаны на левом берегу Дона на территории, которую арендует ООО «Ростовская транспортная компания». Техника якобы принадлежит ижевскому перевозчику ООО «ИПОПАТ-Юг», при этом на номерах значится 18-й регион — Удмуртская республика, столицей которой и является Ижевск. Более того, автобусы обклеены символикой ЧМ-2018 из Сочи. И вполне может оказаться, что это те самые машины, которые в своё время вызвали скандал в Краснодарском крае.
Есть ли планы на эти автобусы у ростовских властей, пока понять сложно. С одной стороны, они могут быть арендованы ростовскими муниципальными перевозчиками на случай, если после победы в конкурсах у них не хватит техники для обслуживания маршрутов, а переговоры с коллегами из частных АТП затянутся. С другой — может быть, ижевская компания уже в курсе, что получит часть лотов, и потому заранее готовится резко появиться на улицах Ростова, не погружая город в транспортный коллапс ради соблюдения приличий в виде долгой перегонки автобусов из другого региона.
Кроме того, никуда не денется и крупнейший (по числу маршрутов) частный перевозчик Ростова — ООО «Автоколонна № 1559». Это автобусы: № 1, 2, 11, 14, 18, 27, 49, 70, 80, 90, 90А, 91, 99, 113, маршрутки: № 10, 14, 38, 40, 43, 49, 66, 80, 90, 98, 99. Предприятие начало свою деятельность, когда ему передали (в том числе после конкурса) практически все маршруты ОАО «РГАТП-1», которое обанкротилось. «Автоколонну № 1559» возглавляет Дмитрий Герцовский, родом из Тацинского района (к слову, земляк главы администрации Ростова Виталия Кушнарёва).
Нынешний конкурс касается этого предприятия в самой меньшей степени. В отличие от всех других АТП, «Автоколонне № 1559» существенная часть её маршрутов принадлежит по договорам аж до 2020-2021 годов. И львиная доля маршруток, которые должны остаться в городе после окончания конкурсов, принадлежит именно «Автоколонне 1559». Изменения в маршрутной сети странным образом также практически не коснутся этого предприятия.
Связь «Автоколонны № 1559» с администрацией Ростова собеседники donnews.ru из числа работников автотранспортной отрасли города называют «фактом, широко известным в узких кругах». Некоторые напрямую указывают на замглавы администрации Евгения Лебедева. Как бы то ни было, на предприятии по поводу грядущих изменений в транспортной системе города общаться с журналистом donnews.ru категорически отказались, порекомендовав обращаться со всеми вопросами в департамент транспорта Ростова. На вопрос, почему частная компания отправляет за комментарием к чиновникам, собеседник агентства отвечать не стал.
Маршрутки и маршрутная сеть
Получается, что вся история с убиранием с улиц Ростова маршруток решает сразу несколько задач. Это при учёте того, что улучшение транспортного обслуживания населения и правда волнует администрацию. В конце концов, мнения горожан по поводу того, стоит ли сокращать количество маршруток (а в перспективе и полностью от них избавиться), сильно разнятся — одни кричат «слава богу!», другие ещё до запуска новой маршрутной сети уверены, что их ждёт персональная транспортная катастрофа. В любом случае, столь важные изменения в жизни города логично было бы как-то обсудить с гражданами, однако чиновники, которые общественным транспортом не пользуются, решили всё сами.
Примерно такая же ситуация и с новой маршруткой сетью. Отмена таких маршруток, как № 34 и 71 (по данным «Яндекс. Транспорт», это самые популярные городские маршруты из центра в сторону ЗЖМ) вызывает массу вопросов. Как и отмена маршруток № 79 и 83 (из центра в сторону СЖМ). Смогут ли их заменить обычные автобусы, совершенно непонятно. В любом случае без нормальной работы выделенных полос движения для общественного транспорта по времени в пути крупногабаритные автобусы, скорее всего, будут сильно проигрывать маршруткам.
Разгрузка самих дорог также вряд ли случится, так как общественного транспорта на улицах после всех изменений станет не меньше, а больше на 200 единиц. И это будут именно автобусы, которые по габаритам в 2-3 раза больше маршруток. Поскольку альтернативы автобусам в Ростове по части пассажирских перевозок как не было, так и нет, наверное, логичнее было бы попробовать для начала убрать маршрутки с 1-2 относительно популярных маршрутов и посмотреть что будет. И уже с учётом этого опыта принимать глобальные решения.
По сути, уверенно о том, что в итоге получится, говорят лишь руководители частных АТП, которые гарантируют городу транспортный коллапс и «социальный взрыв». Однако они, очевидно, сторона заинтересованная. Власти на сей счёт высказываются аккуратно, в основном делая упор на повышение комфорта перевозок. Стоять в автобусе действительно удобнее, чем в маршрутке, однако если при каждой поездке делать это теперь придётся дольше, то возмущения со стороны пассажиров (и очень громкие) действительно не исключены.
Лучше прочих же своё отношения к мнению, отличающемуся от официального, недавно высказал замглавы администрации по вопросам транспорта Евгений Лебедев.
— Представьте ситуацию, что вы наняли бригаду для ремонта дома, а они диктуют вам условия — какие обои вешать и сколько вы обязаны заплатить. Так и сейчас. Это не задача транспортных предприятий говорить, какие улицы в городе встанут, их задача — качественно выполнять свою работу. Наша задача — улучшать качество перевозок, если хотите, чтобы всегда было как сейчас — давайте ничего не делать, — заявил он
При этом чиновник, видимо, совершенно забыл, что Ростов — не его личный дом, и для ростовчан он такой же наёмный работник, как и транспортные предприятия. Который, тем не менее, всё решил за них. Людям в такой ситуации остаётся надеяться, что чиновники не просто (или не только) хотят «попилить» рынок пассажироперевозок города, но и вправду задались целью улучшить качество транспортного обслуживания, зная при этом, что они делают, и просчитав все возможные последствия. И что введение новой маршрутной сети в Ростове совершенно случайно перенесено с периода до проведения выборов в региональное Заксобрание на период после.
Поделиться: