В конце прошлого года в ростовских пабликах в соцсетях появились посты с футуристичной концепцией модернизации старого пирса, расположенного на левом берегу Дона. Из ветхой конструкции, по которой с осторожностью гуляют влюблённые парочки, автор проекта предложил сделать парящего над водой дракона. Необычный пост вызвал оживлённую реакцию пользователей, отмечавших в комментариях творческий подход и азиатские мотивы, нетипичные для Ростова.
В сентябре яркий концепт вновь замелькал в соцсетях. На этот раз ажиотаж вокруг него стал ещё более резонансным — и о смелом урбанисте, мечтающем создать напротив «Ростов Арены» минималистическое архитектурное чудо под названием «Левиафан», узнали десятки тысяч горожан, оставивших восхищённые комментарии.
Donnews.ru пообщался с автором дизайна Яковом Чопеем и узнал, как и для чего создавался этот концепт, а также связался с собственником пристани, чтобы выяснить, интересен ли ему необычный проект и есть у него планы модернизации пристани.
Всё началось с любви к мультфильмам
Яков — не коренной ростовчанин, и ему всего 19 лет. В город юноша приехал из Сальска, чтобы обучаться архитектуре в местном строительном колледже. Сейчас он студент четвёртого курса. Творческие способности у парня начали проявляться ещё в детстве — тогда-то их и заметили.
— С детства очень любил рисовать, поэтому отец отдал меня в художественную школу, где я стал делать успехи. Там один из преподавателей обратил внимание на то, какими у меня получаются рисунки — фундаментальными, ровными, прямыми — и посоветовал пойти дальше учиться на архитектора. Эта идея мне показалась довольно привлекательной, и я решил попробовать, — рассказал Яков о своём выборе.
Яков Чопей. Фото из личного архива героя публикации
Поначалу парню хотелось стать мультипликатором. После окончания строительного колледжа он планировал начать учиться этой специальности, но вдруг неожиданно для себя увлёкся классической архитектурой, хотя и любовь к мультфильмам тоже сохранил.
— На втором курсе нам начали преподавать профильные предметы — историю архитектуры, рисунок и архитектурное материаловедение. И вот я сижу на одной из этих лекций и понимаю, что это мне нравится, — признался студент.
Особенно сильное впечатление на молодого человека произвела великая архитектура прошлых эпох и цивилизаций, в особенности античная и средневековая.
— Мне захотелось тоже создавать прекрасные объекты, которые бы радовали людей и оставались в их памяти. В общем, я не жалею, что выбрал путь архитектора. У меня есть старший брат, он занимается авиамоделированием. Так что стремление к проектированию, видимо, наша фирменная семейная черта, — улыбнулся Яков.
Морской дракон над гладью Дона
В первый же год жизни в Ростове юный сальчанин исходил город вдоль и поперёк, изучил все живописные места, которыми может завлечь туриста донская столица. Чаще всего Яков выбирался подышать свежим воздухом на городскую набережную.
— После того как был создан Левобережный парк, я стал проводить там много свободного времени. Во время таких прогулок заметил старый пирс, с которого открывается потрясающий вид на Дон. Очень быстро это место стало одним из моих любимых. С одной стороны, я испытывал там чистые эмоции восторга — любовался прекрасными закатами, панорамой правого берега, всполохами солнца на глади реки. Но с другой — каждый раз недоумевал, как такая классная пристань может быть забытой и заброшенной, — поделился своими переживаниями ростовский студент.
Когда на третьем курсе колледжа нужно было определяться с темой курсовой, Якову пришло в голову взять за основу своей работы идею трансформации пирса. Молодой архитектор не стал делать проект для галочки, а максимально отдался своему воображению. Этот бесшабашный настрой поддержали и преподаватели, призвавшие своего подопечного уйти от шаблонов.
Футуристичный проект Якова Чопея пронизан азиатскими мотивами. Фото из личного архива героя публикации
— Я сознательно отклонился в сторону мифологии. Хотелось помечтать. Представилось, что пристань можно стилизовать под огромного дракона, который своей тенью защитит от жарких лучей солнца людей, пришедших к реке. В своём концепте я также предусмотрел ротонду в конце пирса, где можно разместить, например, небольшую симпатичную кофейню, — рассказал подробности Яков.
Дизайн-проект, впоследствии разлетевшийся по соцсетям, 19-летний автор делал самостоятельно. Работа над ним заняла два месяца, что по архитектурным меркам можно назвать очень быстрым исполнением. Чопей объясняет это тем, что проект сразу задумывался как эскизный и не требовал тщательной детализации и расчётов.
— Если говорить о его реальном воплощении, то это будет несложно. Сама по себе конструкция очень лёгкая, хотя там есть сваи, которые нужно вбить в грунт. Сверху уложить палубную террасную доску. В качестве крыши предусмотрел металлическую конструкцию с тентовой системой. «Драконий гребень» можно сделать из специальной влагозащитной ткани. Думаю, что получится эффектно, а футуристичное сооружение украсит собой левобережную часть города, — резюмировал архитектор.
Рассказал Яков и о том, как его детище попало в соцсети. Он опубликовал проект в специальной архитектурной группе, чтобы получить профессиональные отзывы и критические замечания от более опытных коллег с целью доработать «Левиафана». Но уже через неделю кадры и видеоролик с новой концепцией пристани подхватили паблики, а молодой автор получил свою вполне заслуженную минуту славы.
Проект молодого архитектора мог бы стать одной из визитных карточек Ростова. Фото из личного архива героя публикации
Яков признался, что читал комментарии пользователей соцсетей, оценивавших его полёт фантазии, и был приятно удивлён количеством позитивных откликов.
— Это действительно меня приободрило. Я увидел, что моя работа вызвала большой интерес у огромного числа людей, и уже это считаю достижением, — говорит юноша.
Перемены, которым не суждено случиться
Как выяснил donnews.ru, причал, пусть и выглядящий со стороны бесхозным, имеет владельца. По данным «Росреестра», это федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны «Экран».
Donnews.ru обратился с запросом, чтобы выяснить планы этой организации в отношении пирса, о благоустройстве которого помечтал Яков Чопей, а вместе с ним и тысячи ростовчан, желающих увидеть вместо пристани прогулочную зону.
Увы, полученный ответ бескомпромиссно разрушил хрупкую надежду. ФГУП «Экран» подтвердило, что владеет пассажирским причалом на праве хозяйственного ведения, а в соответствии с уставной деятельностью этот объект передан в аренду.
«У ФГУП «Экран» отсутствует необходимость по развитию объекта и реализации дизайн-проекта в его отношении», — высказали на предприятии чёткую позицию.
Сам автор «морского дракона» уверен, что реализация его концепции не потребует огромных финансовых вливаний. По оценке Якова Чопея, модернизация пристани обойдётся примерно в 10 млн рублей. Прямо скажем, это не такая уж большая сумма, если говорить о создании креативного общественного пространства, которое потенциально могло бы стать одной из ярких визитных карточек Ростова.
Поделиться: