В декабре 2020 года были названы лауреаты новой национальной премии «Русский детектив». Роман ростовской писательницы Лизы Лосевой «Чёрный чемоданчик Егора Лисицы» победил в номинации «Открытие года». И хотя завзятые поклонники жанра вряд ли будут потрясены чем-то новым (тут всё по канонам: в начале — убийство, в финале — разоблачение), donnews.ru настоятельно рекомендует этот роман своим читателям, прежде всего ростовчанам. Потому что такого Ростова в литературе прежде не было. То и дело мелькают улицы и адреса — либо отлично знакомые, либо смутно припоминаемые по каким-то местным преданиям. И Ростов 1918 года становится совершенно реальным, подобно конандойловскому Лондону или булгаковской Москве.
Donnews.ru побеседовал с Лизой Лосевой о новой книге и двух её героях — молодом криминалисте и южном городе.
— Зачастую интервью заканчивают банальным вопросом о творческих планах, но я с него начну. Дальше писать будете? Продолжение будет?
— История Егора Лисицы изначально задумывалась как сериал. Писалась она как пилот для телеканала. Мою идею одобрили, я её разрабатывала. Стало понятно, что набралось очень много фактуры южного города, быта того времени, о котором хотелось рассказать. А тогдашняя криминалистика — это потрясающе интересно, она тогда делала первые шаги, была на подъёме, имена этих специалистов гремели, судебные дела обсуждались в газетах. Это вообще было время прогресса, революции во всём — и в технике, и в науке. Хотелось показать в деталях тот арсенал криминалистики, которым владеет мой герой. Стало понятно, что это будет книга, и не одна. Если всё будет хорошо, то запланировано пять книг о приключениях Егора Лисицы. Действие второй тоже происходит частично в Ростове, третьей — в станицах, там, где Дон разливается весной.
— Вы писали роман о старом Ростове, куда ради интересного сюжета вставили детективную линию? Или писали именно детектив, куда для антуража и большего реализма добавили множество ростовских деталей? Что для вас было первично — среда или жанр?
— Первичной была история героя. Егор Лисица — судебный врач. У него есть реальный прототип — человек, который в 1920-е годы на Юге России действительно создал лабораторию криминалистики. Закончилась гражданская война, старый мир сломан, и в такой обстановке человек создаёт свою лабораторию. Он жил в Ростове, ему даже посвящена мемориальная доска на медицинском университете. Конечно, он не лазил по катакомбам, как мой герой, не гонялся за убийцами и маньяками, он вёл абсолютно добропорядочную жизнь врача, но он верил в своё дело. Мне хотелось написать такой немножко наукообразный детектив, где будет много познавательных подробностей.
Особняк Николая Парамонова на Пушкинской. В книге — штаб Добровольческой армии, место первого убийства. Фото wikimapia.org
Но и без Ростова — никуда. Посмотрите, на премию претендовали в основном книги, где действие происходит в Москве и около Москвы. Или вовсе за границей. А мне хотелось рассказать о быте южного города того времени. О людях, которые находятся в сложной ситуации, в тревоге — примерно как мы сейчас. Наступал новый мир, происходили перемены, но обыватель этих перемен не понимал и даже не всегда их сразу замечал.
Вот так всё собралось воедино — и получился «Чёрный чемоданчик». Это чемоданчик врача-криминалиста. Это сейчас их содержимое выверено, расписано по регламенту, а тогда мой герой собирает его по наитию. В нём и статьи, и инструменты, и реагенты.
— Упомянутые в романе пособия, статьи, громкие расследования — реальны?
— Да, более того, реальны все яды, все анализы и эксперименты, которые проводит Егор. Единственное допущение, которое у меня есть – это сроки. Скажем, анализ на туберкулёз нельзя сделать так быстро. Кстати, история с анализом на туберкулёз имеет реальную основу — убийство барона Врангеля. Есть версия, что Врангель был убит именно таким способом.
В то же время мне не хотелось пугать читателя. Не хотелось, чтобы роман получился кровавым, хотя и происходит в ужасное время. И в отзывах многие пишут: «Он уютный». Я очень этому рада.
— Он действительно уютный, и в нём много приятных местных подробностей. Синематограф в доме Яблоковых, гостиница «Бристоль», ресторан «Сан-Ремо» — это всё реальные адреса старого доброго Ростова, верно?
— Конечно. И дом с волчьими головами, где живёт сыщик Курнатовский, тоже реально существует, это дом на Серафимовича, недавно его признали объектом культурного наследия. На двери действительно вырезана то ли волчья, то ли собачья голова. Существует и дом врача Эберга с полукитайским крыльцом и эмалевой табличкой, и дом, где жили Захидовы — все локации есть. А первое убийство происходит в здании штаба Добровольческой армии на Пушкинской, где сейчас библиотека ЮФУ. Правда, в нём нет второго этажа, это уже вымысел.
— Не беда, там цокольный этаж есть, так что всё равно их два.
— Понимаете, это одновременно и реальный город, и выдуманный. Так на старой фотографии проступают какие-то контуры, мы их видим и в то же время не видим. Мы идём по реальной улице Ростова и можем узнать в ней книжную улицу, но всё-таки это фантазия, а не документальная проза.
Дом врача Эберга, где снимает комнату Егор Лисица. Фото предоставлено Лизой Лосевой
— Возможно, стоило бы издать этот роман с комментариями? Тем более для иногородних читателей, которым названия «Большая Садовая», «Почтовый переулок» или «Нахичевань» ничего не скажут.
— Мне написали, что прочли «Чёрный чемоданчик» и полезли в интернет искать эти дома на гугл-картах. И хотя я больше считаю свою книгу историческим романом, формально это детектив. А делать какой-то огромный подстрочный комментарий — для детектива как-то не очень.
— Иногда туристы гуляют по Лондону, сверяясь с рассказами Дойла, по Дублину — с книгами Джойса. По Ростову из вашего романа можно гулять так же?
— Конечно, была идея совместно с экскурсионным бюро запустить экскурсию по местам из книги. Сейчас нельзя собираться большими группами, но мы от этой идеи не отказываемся. Сделать такой путеводитель либо карту очень бы хотелось.
Дом, где живёт семья судебного следователя Курнатовского. Фрагмент декора. Фото предоставлено Лизой Лосевой
— Ваши герои перемещаются в Екатеринодар, потом в Новороссийск. Но примет этих городов в книге гораздо меньше. Отчего?
— Там мало что сохранилось. Например, грандиозный элеватор в Новороссийске, он существует до сих пор и упомянут в романе. Но мой герой живёт и работает в Ростове, поэтому больше любви отдано Ростову. И персонажи из первой книги продолжат свою жизнь и дальше.
— Это радует, тем более что некоторые сюжетные линии показались незавершёнными. Будут ли развиваться отношения с Юлией Николаевной? Переживёт ли революцию семья Курнатовских? И куда всё-таки делось содержимое портфеля?
— Не волнуйтесь, все ружья, которые висят на стенах в первой книге, со временем выстрелят.
— Расскажите немного о других авторах, претендовавших на премию.
— В основном это титаны и монстры: Маринина, Полякова, Донцова... Марининой, кстати, я безмерно благодарна за тёплые слова о моей книге. В моей номинации «Открытие года» — Вера Арье и Анна Шенбрунн-Амор.
— Видимо, не зря детектив считается женским жанром.
— Свечин, Акунин и Корецкий с вами поспорили бы.
— Даже Акунин писал под женским псевдонимом.
— В России сначала был подъём криминальных романов, которые писали только мужчины, все прилавки завалены были. Потом случился всплеск иронического детектива, перепевы Иоанны Хмелевской. Потом схлынуло, и пришёл ретродетектив. Кстати, в жанре ретродетектива пишет очень немного женщин.
— Это трудный жанр. Огромное терпение нужно, чтобы собирать информацию в архивах, в библиотеках...
— Я с удовольствием это делала. Я мечтала стать археологом, историком, вместо этого стала журналистом. А бабушка моя хотела, чтоб я стала врачом. Я не стала ни врачом, ни историком. Но написала исторический роман о враче. Закрыла все гештальты.
— Посоветуйте нашим читателям, что почитать в пору выходных, каникул и карантинов. Не обязательно в детективном жанре.
— Посоветую всем, и неважно, любите вы детективы или нет, потрясающий «Век криминалистики» Юргена Торвальда. Это научно-популярная книга, она в лёгкой манере рассказывает, как судебные врачи изменили мир, о громких преступлениях и удивительных расследованиях. Вышел новый детектив Джоан Роулинг, которая под псевдонимом Роберт Гэлбрейт пишет про сыщика Корморана Страйка. Несмотря на жестокие подробности, это уютные британские детективы с обаятельными героями, очень люблю эту серию. Открыла, совсем недавно к стыду своему, Веру Инбер, когда-то популярную писательницу, которая тоже писала о 20-х годах ХХ века, в том числе о южных городах, об Одессе, о Ростове. Потрясающий русский язык, которого сейчас просто нет. Книги Паолы Волковой об искусстве. А тем, кто хочет интересно провести каникулы, посоветую иронические детективы Дороти Кэннелл. Ну и «Чёрный чемоданчик Егора Лисицы», конечно.
Поделиться: