Международный женский день, вопреки бытующему мнению, — это не только любимый праздник среди продавцов цветов, конфет и парфюмерии. Вообще-то, исторические корни у события, отмечаемого 8 марта, более серьёзные. Изначально красный день в календаре символизирует солидарность женщин в борьбе за равные права и эмансипацию. В начале XX века решительные представительницы прекрасного пола боролись за сокращение рабочего дня и равных c мужчинами условий оплаты труда, а также требовали предоставления избирательного права.
Когда немка Клара Цеткин на Второй Международной социалистической женской конференции в 1910 году предложила учредить международный женский день, она прежде всего имела в виду, что в этот день женщины всей планеты будут устраивать митинги и шествия, шумно привлекая общественность к своим насущным проблемам.
Мы пообщались с женщинами в Ростовской области, которых принято называть «селф-мейд» — так говорят о тех, кто построил карьеру исключительно своими собственными усилиями, не опираясь на крепкое плечо отца, мужа или покровителя. У наших собеседниц мы спросили о том, как в современных условиях обстоит дело с равноправием, сталкивались ли они с харассментом и что думают про феминисток.
Марина Самойлова, руководитель Ростовстата
Я глубоко уверена, что мужчинам и женщинам нужны равные права, и считаю, что в России они действительно есть. Другой вопрос заключается в том, как это реализуется на практике. Считаю, что человек вне зависимости от пола должен обладать высоким уровнем профессиональных знаний и навыков, чтобы реализоваться в деле, которым он занимается. На своём опыте я не сталкивалась с несправедливой конкуренцией со стороны мужчин, и не думаю, что представители сильного пола обладают более широкими компетенциями — по крайней мере, в той отрасли, где я работаю. Может быть, это связано с тем, что у нас в Ростовстате вообще больше женский коллектив, чем мужской. В органах статистики руководителями бывают как мужчины, так и женщины, двигаясь по карьерной лестнице, я имела абсолютно равные возможности с представителями другого пола.
Что касается борьбы феминисток за свои права, то меня всегда настораживает чрезмерность. Нередко активистки этого движения проявляют гиперактивность в отстаивании своих принципов. Мне кажется, что добиваться равноправия феминисткам следует эволюционными, а не революционными методами. Например, внесением изменений или дополнений в законодательство, которые расширяют возможности и права женщин. Я всегда выступаю за здравый рационализм в этом плане, а слишком много экспансии может только нанести вред гендерному равенству.
Я считаю, что женщины уже добились много в своей борьбе за равные права. У них нет ограничений на обучение и работу. На мой взгляд, сейчас в российском обществе нет вопиющих случаев угнетения по половому признаку, а профессиональный успех всегда зависит от имеющихся у конкретной женщины способностей, трудолюбия и здравого стремления к конкурентной борьбе за продвижение по служебной лестнице.
Светлана Абдулазизова, вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области
Я, конечно, не феминистка, но считаю, что возможности и права граждан не должны быть ограничены по гендерному признаку. Считаю, что хоть в России права у мужчин и женщин равные, возможности у них при этом — разные. Но с популярным мнением о том, что представительнице прекрасного пола всегда нужно быть на голову выше своего коллеги-мужчины, чтобы претендовать с ним на одну должность, согласна лишь отчасти. Всё-таки тут очень многое зависит от каждой конкретной ситуации.
Есть прецеденты, когда руководитель организации, выбирая между мужчиной и женщиной, при прочих равных условиях отдавал вакансию кандидату от сильного пола. Особенно когда речь шла о высоких должностях. Аргументы бывают самые разные: мужчина готов к ненормированному графику, не уйдёт в декрет, не пойдёт на больничный по уходу за ребёнком. Однако лично мне кажется, что всё перечисленное постепенно перестаёт быть устоявшейся мужской прерогативой в глазах работодателя.
С дискриминацией по половому признаку мне сталкиваться не приходилось, хотя я и знаю, что она существует. Наверное, мне повезло в том, что я работала не только под началом мужчин, но и женщин. Все мои руководители опирались в своём выборе на профессиональные качества сотрудников, не принимая в расчёт их гендер.
Феминистки сами решают, на что делать акценты в своей борьбе за равные права, но я не считаю, что от всех устоявшихся традиций во взаимоотношениях между полами стоит отказываться. Не вижу ничего зазорного в том, что мужчина помогает женщине. Когда я бываю в Европе и наблюдаю картину, как девушка тащит тяжёлую сумку, а рядом с ней идёт её молодой человек, даже не пытающийся взять этот груз себе, то мне это не нравится. Мужчине нужно оставаться мужчиной, а женщине — женщиной.
Инна Шевченко, ректор ЮФУ
Мне кажется, что у мужчин и женщин в современной России вполне достаточно прав и возможностей, чтобы успешно самореализоваться независимо от гендерного аспекта. Это вопрос собственного целеполагания. Чтобы выходить на новый виток развития, нужно быть всегда на голову выше — не важно, мужчине или женщине. Другое дело, что по сравнению с мужчинами женщины более склонны к другой самореализации. Они чаще стремятся к созданию семьи, чем к карьерной борьбе.
К движению феминисток отношусь нейтрально. Такая общественная позиция есть, но я её не разделяю. Хотя понимаю, что сам факт праздника 8 марта имеет исторические корни, связанные с борьбой женщин за свои права, и до сих пор существует перечень профессий, недоступных для слабого пола. С другой стороны, ограничения на некоторые виды деятельности есть и у мужчин, об этом тоже не стоит забывать.
Если права женщины ущемляются, то бороться за восстановление справедливости, наверное, стоит. Но если она успешно состоялась в профессиональном и семейном плане, то ей незачем присоединяться к феминисткам, чтобы участвовать в их акциях.
Лично я никогда не стояла перед выбором между семьёй и работой. На своём примере могу с уверенностью сказать, что и то, и другое можно вполне органично сочетать.
Татьяна Нечепаева, гендиректор туристической компании «Рейна-Тур НТВ»
Придерживаюсь мнения, что только профессиональные компетенции позволяют достигать успеха в карьере, а совсем не то, какого пола тот или иной человек. Не могу сказать, что у меня были ситуации, когда притесняли из-за того, что я женщина. Движение феминисток не поддерживаю априори, не моя история. Не думаю, что современные женщины в чём-то ограничены и за их права нужно яростно сражаться.
Любовь Железная, директор ПКФ «Маяк» (Зерноград)
Равные права и возможности нужны как мужчинам, так и женщинам, но я бы не сказала, что такое положение вещей есть у нас в стране. Возьмите любое структурное подразделение — хоть областное министерство, хоть районную администрацию. Может быть, единственное исключение — это трудоёмкие должности в малом бизнесе, их занимают женщины-трудяжки. А так, конечно, приоритет отдаётся мужчине, постольку поскольку у нас есть стереотип о том, что женщина должна быть занята домом, бытом, а мужчина у нас востребован на всех поприщах. Женщине нужно доказывать изо дня в день свою профпригодность, к ней относятся строже.
Меня никогда не притесняли — моя фамилия не позволяет это делать. Про феминисток я ничего не думаю. Это тема, которая не заслуживает внимания, особенно 8 марта. Бороться за свои права такими методами бесполезно, нужно доказывать мужчинам то, что прекрасный пол ни в чём не уступает, совсем по-другому. Сегодня, на мой взгляд, у женщины есть возможности реализовать себя в любой отрасли. Имея в багаже какие-то профессиональные навыки, нужно начинать своё собственное дело. Брать инициативу в свои руки и не огладываться на свой пол, на стоящих сзади или спереди мужчин, гнуть свою линию — и результат не заставит себя долго ждать. Я уверена, что настало время прорывной деятельности для любого члена общества: мужчина это или женщина, не столь важно. Любой человек может себя реализовать.
Елизавета Челакова, вице-председатель «Союза предпринимателей города» (Новочеркасск)
В чём-то женщина лучше, в чём-то — мужчина, но равные права и возможности должны быть для каждого. Если я не ошибаясь, Митруд не так давно сделал ряд профессий, ранее недоступных женщинам, открытыми для них. Это, конечно, хорошо, но нужно понимать, что не каждая женщина будет работать на этих должностях.
Я, например, без проблем тружусь вместе с мужчинами. Никаких сложностей ни у меня, ни у них не возникает. Не обязательно быть выше мужчины на голову, достаточно правильно использовать свои преимущества, данные от природы. Я считаю себя достаточно сильным человеком. Если у меня когда-то и были трудности в профессиональном смысле, то с ними справилась самостоятельно, и они уже позади.
Популярный пример гендерной предвзятости — вождение автомобиля. Негласно считается, что женщины якобы хуже справляются с управлением авто. На мой взгляд, это несправедливо. Уместнее говорить о том, что у женщин есть свои «фишки», другой стиль вождения. Да и не все мужчины прекрасно водят свои машины.
Кто-то говорит, что женщине нельзя работать водителем метро, но зато можно подать резюме на вакансию кассира в супермаркете. Кого-то такое отношение сильно задевает. Тех же феминисток, допустим. Но я считаю, что бороться только за то, что тебе не дают возможности работать водителем метро, — это не совсем позитивно. Ещё меня напрягают феминитивы, активно продвигаемые феминистками. Такие слова, как авторка, лекторка, профессорка. Как мне кажется, что это очень режет слух.
Светлана Мананкина, депутат Законодательного собрания Ростовской области, председатель парламентского комитета по культуре и образованию
В России у мужчин и женщин права и возможности неравные, и это, на мой взгляд, плохо. Права и возможности должны быть идентичными для обоих полов, а уже женщины сами должны решать, пользоваться ими в своих целях или нет.
Нужно ли женщине быть гораздо профессиональнее конкурента-мужчины, чтобы претендовать на высокую должность? В моей сфере это действительно так.
Харассмента в моей жизни никогда не было. Такие истории есть среди знакомых мне женщин, но меня лично это никогда не касалось. В принципе, можно сказать, что на многие из случаев так называемого притеснения никто бы не обратил внимания ещё 10 лет назад, но с появлением новой этики нам всё это кажется очень сомнительным. Например, попытки ухаживания коллеги или даже руководителя мужского пола за сотрудницей — раньше нам это казалось вполне нормальным, а теперь ещё три раза задуматься можно над таким поведением со стороны мужчины. Хотя никаких жёстких историй о гендерной дискриминации я от своих близких и друзей не слышала.
Я не вижу ничего плохого в том, что женщины отстаивают свои права, но большинство, к сожалению, воспринимают это вообще как отказ от женской роли. Не могу сказать, что поддерживаю феминисток, но в целом отношусь к ним без антипатии. Если женщина считает необходимым высказываться в таком контексте, в таком ключе, то это её выбор. Не важно, продиктовано это её личным опытом или влиянием со стороны. Если женщина считает, что ей лично нужно бороться за уязвлённые права, то я отнесусь к этому нормально. Но обобщать здесь не нужно. Мой личный выбор может быть другим. Если меня устраивает роль жены и матери, если я чувствую себя комфортно, если мне приятно, что мужчина заплатил за меня в кафе, то почему нет? Это моя индивидуальная позиция.
Поделиться: