Мне, как человеку непьющему, винные карты ресторанов были совершенно неинтересны до прошлой недели. Однако департамент потребительского рынка Ростовской области ненавязчиво посягнул на мой «сухой» статус, организовав дегустацию донских вин и круглый стол по проблемам регионального виноделия. Собственно, вкушать нектар донских виноградников должны были рестораторы Ростова-на-Дону, дабы включить ассортимент региональных вин в меню, поскольку сегодня винные карты ресторанов на 95 процентов состоят из иностранной продукции.
Мне донские вина нравятся. Не все, конечно. Но есть настоящие шедевры, за которые не жалко отдать деньги. Они и стоят немало. В чем же причина устойчивого сопротивления рестораторов?
Во-первых, во-вторых и т. д. – это бизнес. Жестокий и бескомпромиссный. Импортное вино дороже, его предлагают чаще и охотнее, оно престижнее, реклама (правда, в узких кругах сомелье) лучше и действенней.
Президент Восточно-Европейской ассоциации сомелье и экспертов Андрей Винник сетовал, что формирование вкуса потребителей горячительных напитков идёт по двум направлениям: одни любят пиво и водку, другие превращаются в «московских снобов» и предпочитают дорогой импорт отечественному вину.
Ему вторил директор департамента потребительского рынка Андрей Иванов: «Здоровье земляков разрушается от немереных объёмов дешёвой алкогольной продукции, в то время как наши донские вина занимают призовые места на европейских выставках. И мы должны постоянно пропагандировать потребление качественного вина среди жителей Дона».
Руководители Миллеровского винного завода, Ростовского комбината шампанских вин и знаменитого Цимлянского завода готовы были бесконечно рассказывать о преимуществах местной продукции и неограниченно поставлять вино в донские рестораны, включая эксклюзив, завоевавший золотые медали и экспортируемый в Лондон. Но воз и ныне там.
Заграничное вино того же качества, что и донское, стоит значительно дороже нашего — до 2-2,5 тысячи рублей, потому что в его стоимость заложены таможенные и акцизные сборы и многочисленные проценты посредников. Более того, если вино закупать непосредственно у производителя и не отягощать его таможенными поборами, то и наценка может быть выше.
Так почему же мы не пьём своё, которое не хуже, но дешевле? В этом виноваты не только страшные, жадные и ужасные бармалеи–рестораторы. Проблема в равнодушной, на мой взгляд, позиции производителей. Им внутренний рынок неинтересен. Им нравится получать медали, завоёвывать внешний рынок и заниматься организацией винных туристических маршрутов для привлечения зарубежных потребителей. Где самые большие продажи Цимлянского игристого? В Москве. Ростов-на-Дону на втором месте. Заслуженные награды и экспорт — это очень важно. Но это только одна сторона медали. И больших барышей в Британии не сделаешь. Да, продажи год от года потихоньку растут. Но настоящей маркетинговой стратегии, понимания, как формируется спрос в родном регионе, нет и не будет. Несмотря на заботу департамента потребительского рынка о здоровье нации.
«Надо получить признание там, чтобы нас заметили здесь», — пояснил казус руководитель Миллеровского винзавода Валерий Тройчук.
Хочется напомнить дорогим виноделам старую аксиому: спрос рождает предложение. А спроса нет потому, что нет информации. Из чего сделано вино? Где оно выращено? В чём преимущества наших технологий? Почему именно данный сорт полезнее? Вы об этом знаете? Я — нет.
И пока мы пребываем в неведении относительно новых сортов донского вина, закупая на Новый год мегалитры «полусладкого», где-нибудь на зарубежной выставке хороший продукт получит очередную медаль на этикетку. Возможно, это повод для гордости, но мы о нём не узнаем и вино не попробуем.
А пока, дорогие земляки, пейте чилийское, австралийское, португальское, в лучшем случае испанское вино, если денег хватит. Или пиво с водкой. Доступно и привычно.
Поделиться: