Территорию завода «Ростсельмаш» необходимо существенно сократить и отдать её под городскую застройку. Такое мнение в беседе с урбанистом Михаилом Векленко высказала известный российский учёный, доктор географических наук, профессор Наталья Зубаревич.
По её словам, промышленность в Ростове полуумершая, но это в целом нормально, переход на сервисную модель экономики — общемировой тренд для крупных городов. Однако конкретно в Ростове есть два предприятия, нахождение которых в черте города является откровенным анахронизмом. Это «Роствертол» и «Ростсельмаш».
При этом, продолжает Зубаревич, «Роствертол» хотя бы понимает, что его производственным площадкам не место в центре крупного города. Процесс создания вертолётного кластера под Батайском, как известно, начался давно, однако каких-либо заметных изменений для Ростова пока не наступило — территории предприятия на Нагибина не освобождаются, не звучит даже заявлений о том, что когда-нибудь эти земли отойдут под городское развитие.
Тем не менее, с «Роствертолом» по части переноса производственных площадок из Ростова происходит хоть что-то. «Ростсельмаш» пока даже на словах никуда не собирается. Кроме того, «Роствертол», сидящий на гособоронзаказе, имеет какие-никакие, но шансы на получение денег из федерального бюджета на переезд. «Ростсельмаш» — нет.
— Господин Бабкин {председатель совета директоров «Ростсельмаша» Константин Бабкин. — Donnews.ru} с его заводом, который сидит на лизинге и госсубсидиях, может говорить что угодно, но тех территорий, которые у него исторически были, ему уже не надо. И тех объёмов поставок уже не надо, не Советский Союз, — говорит Зубаревич.
По её мнению, территорию «Ростсельмаша» необходимо санировать, оставить ему столько земли, сколько ему реально нужно под текущие нужды, а остальное забрать под городское развитие. Тем более что это территория, имеющая необходимую для дальнейшего развития инфраструктуру.
— Но, к сожалению, любому девелоперу проще строить в чистом поле, особенно если удаётся выбить из города или региона строительство инфраструктуры. А он будет 25-этажки засандаливать нос к носу. Метр жилья тогда дешёвый, а маржа — самая большая. Расползание этих безумных районов по окраинам городов — кретинское решение, но оно в России доминирует. Потому что девелоперы прекрасно умеют встраиваться во власть. Бороться с этим форматом даже в Москве толком не получается, — рассказала Зубаревич.
Суть городского развития, продолжает она, — это всегда редевелопмент, реновация, приспособление прежних индустриальных территорий под жизнь людей:
— «Ростсельмаш» с его территорией {порядка 11 гектаров в районе Сельмаша. — Donnews.ru} — это анахронизм. Там просто необходимо принимать решение по редевелопменту.
Зубаревич уверена, что рано или поздно так и случится, однако её удивляет, что этого не произошло до сих пор. И даже речи об этом никто не ведёт.
— Это вопрос принятия решений, лоббистских возможностей власти, договороспособности собственника — что он хочет за эту территорию. В Москве, к примеру, этот процесс идёт, но там сильная команда и ресурсы у Собянина большие. Видимо у вашего губернатора или руки не доходят, или надо KPI по нацпроектам выполнять, — говорит профессор.
Добавим, что «Ростсельмаш» пока не только не собирается куда-то перебираться, но и, напротив, намерен в ближайшие годы запустить новое тракторное производство. Компания даже собиралась купить для этих целей ещё 1,5 гектара земли рядом с принадлежащим ей заводом «Копнитель» в Ростове.
На правах рекламы:
Приобрести твёрдосплавные пластина различных серий с доставкой по России можно по ссылке пластина твердосплавная apkt160408.
Поделиться: