Администрация Ростова запланировала превратить муниципальные унитарные предприятия (МУПы), отвечающие за питание в школах города, в акционерные общества, объясняя это требованием федерального законодательства. Однако гордуму эта идея, судя по всему, не пройдёт.
Вопрос обсуждался на заседании постоянной комиссии думы по бюджету, налогам и муниципальной собственности. Как рассказал депутатам глава департамента имущественно-земельных отношений Ростова Александр Безбородых, администрация собралась включить в план приватизации муниципального имущества четыре предприятия: МУП «Школьное питание Ворошиловского района», МУП по организации школьного и студенческого питания Ростова, МУП «Столовая № 1» и МУП «Столовая № 2 Ленинского района».
— Проект предусматривает преобразование МУПов в акционерные общества. Причина — федеральное законодательство, которое говорит о том, что до 2025 года необходимо тем или иным образом избавиться от МУПов. И это начало нашей поэтапной работы по акционированию муниципальных предприятий, — рассказал Безбородых.
Это не означает, уточнил он, что «город завтра побежит» преобразовывать эти МУПы.
— Я думаю, что начало этой работы будет уже в 2022 году, — добавил Безбородых.
По его словам, акционирование данных предприятий не повлечёт каких-то существенных финансовых издержек. При этом их приватизацию уже согласовали с главами районов Ростова, заместителем главы администрации города Еленой Кожуховой и руководителями самих МУПов.
Однако поддержки со стороны депутатов идея акционирования МУПов, отвечающих за школьное питание, не нашла. Как выразился председатель комиссии Игорь Климов, «есть большие сомнения», что это стоит делать. Он привёл три довода. Первый заключается в том, что во время пандемии эти четыре МУПа, судя по финансовым показателям, «начали хромать». К примеру, у МУП «Школьное питание Ворошиловского района» возникли убытки, которые «дают сомнения», что предприятие, если его отправить в свободное рыночное плавание, будет чувствовать себя нормально.
Второй нюанс — федеральный закон «О госзакупках». Главный критерий победы в тендере, как известно, цена. И, говорит Климов, как бы акционирование этих предприятий не привело к снижению качества детского питания. Наконец, в-третьих, если вдруг эти четыре компании попадут в «неприятную ситуацию банкротства», то помочь им город права иметь не будет. А это опять же риски для всей системы школьного питания Ростова.
Дальше слово дали начальнику управления образования Ростова Виктории Чернышовой. Как выяснилось, она от идеи с приватизацией не в восторге.
— Схема организации школьного питания в Ростове полностью себя оправдывает. МУПы на хорошем уровне с нею справились. К примеру, нам удалось сохранить цены, завтрак у нас стоит 54 рубля. Изменение же статуса предприятий может привести к дисбалансу, создав возможность заниматься детским питанием предприятиям общепита, которые в принципы далеки от специфики именно детского питания, — считает она.
В итоге, заявила Чернышова, если федеральный законодатель так уж настаивает на том, чтобы избавиться от МУПов, то предприятия, которые отвечают за школьное питание, нужно акционировать хотя бы в последнюю очередь, а не первыми. Так что если есть возможность подождать до января 2025 года, то так и следует сделать.
Нюанс всей ситуации ещё и в том, что после того, как президент поручил обеспечить всех учащихся 1-4-х классов в стране бесплатным горячим питанием, ростовским МУПам безвозмездно отдали в аренду все школьные пищеблоки. При этом совершенно не исключено, что после акционирования предприятий на конкурсах на предоставление бесплатного школьного питания победят не они.
— И получается, что тот, кто выиграет, будет нанимать бывший МУП на субподряд. А отсюда последует подорожание детского питания, — предположил Игорь Климов.
Тогда слово было решено дать зампреду гордумы Татьяны Георгиевой. По её словам, на федеральном уровне отношение к МУПам сейчас в основном отрицательное. В гражданском законодательстве сформировалась позиция, что они должны быть реорганизованы либо ликвидированы.
— Однако в соответствующем законе есть приписка, что это касается только тех МУПов, которые ликвидны и показывают прибыль. Тогда его надо не держать и отпустить на рынок. Если же это МУП, который еле сводит концы с концами, то его можно оставить. Это помимо того, что всем МУПам в сфере ЖКХ разрешено продолжать жить и после 2025 года, — рассказала она.
При этом, продолжила одна, на федеральном уровне идут активные дискуссии, и очень многие эксперты говорят о том, что отказываться от МУПов нельзя.
— Я абсолютный противник МУПов, — заявила Георгиева. — Но сейчас мы говорим о конкретных четырёх предприятиях, отвечающих за школьное питание. И я считаю, что до середины 2024 года их нужно продержать. Если ничего в законодательстве не поменяется снова, тогда уже реформировать. Что нам показала пандемия? Первыми, кто пришёл за субсидией, были эти четыре МУПа по питанию. И я не хочу быть Кассандрой, но может случиться так, что в случае превращения их в акционерные общества цена на школьное питание взлетит так, что мы будем просто лопатой туда грести деньги из бюджета и искать любые варианты, чтобы сохранить для родителей ту стоимость, к которой они привыкли. Так что торопиться не надо.
В итоге было решено вопрос о приватизации этих четырёх предприятий в повестку грядущей думы не включать. А саму идею их акционирования ещё пообсуждать. Тем более что бесплатное питание в школах предоставлялось лишь первый год и никому пока вообще не понятно, хватает ли на это выделенных денег и нормально ли справился Ростов с этой задачей.
Поделиться: