Всё чаще на уроках школьники вместо того, чтобы слушать материал и решать задачки, «залипают» в своих смартфонах. Но если одни учителя за это выставляют детей из класса и вызывают родителей, то другие пытаются использовать гаджеты в учебном процессе. Как именно, donnews.ru рассказал 31-летний учитель ростовской санаторной школы-интерната № 28 Ярослав Рябов.
Совсем недавно он стал лауреатом ежегодного конкурса «Классный интернет». Уже несколько лет он преподаёт 3D-моделирование детям с ограниченными возможностями в Центре дистанционного образования при школе. Здесь учатся дети-инвалиды со всей Ростовской области. Заметим, что это единственная школа в Ростове, где преподают 3D-моделирование.
На правах рекламы: Дёшево - не значит плохо! Официальный интернет магазин смартфонов Blackview предлагает широкий ассортимент продукции по выгодным ценам. Смартфоны Blackview - это всегда стильный дизайн, ёмкие аккумуляторы, мощные процессоры и камеры высокой четкости. Ознакомиться с полным перечнем товаров, купить понравившийся смартфон с гарантией обслуживания и доставкой на дом можно на сайте магазина blackview-tel.ru
Ярослав Рябов ведёт занятия через скайп в группах по 3 человека. Несмотря на то, что он сам на своих уроках не использует смартфон (для 3D-моделирования в них не хватает мощности), он полон идеями, как их применять в обычной школе.
— Ярослав, как учителю заинтересовать детей и заставить их отлипнуть от гаджета?
— У наших учителей сейчас в основном всё заканчивается фотографированием какого-то материала с доски. Но на уроках информатики использовать смартфон можно в качестве альтернативы компьютера. К примеру, можно создать замкнутую локальную сеть в классе, сделать там общие папки с заданиями, придумывать какие-то квесты, интересные приложения, которых сейчас много, и по ним разрабатывать задания.
— Как вы относитесь к тому, что родители дают телефоны детям, которые ещё не начали ходить?
— Я считаю, что только с 4-5 лет ребёнка можно начинать немного подпускать к гаджетам. Раньше — нет.
— Дайте советы родителям, как оторвать ребёнка от смартфона?
— Простого ребёнка оторвать легко — запишите его в секцию, в кружок, их очень много в городе. А для детей с ограниченными возможностями это способ социализации. У родителей должна быть заинтересованность в том, к чему стремится их ребёнок. Родителям нужно больше общаться с ребёнком, посещать вместе больше культурных мероприятий.
— Нужно ли учителям общаться с детьми в соцсетях?
— Да, но учитель должен сразу установить рамки. Перейти на один уровень с учеником, с «вы» на «ты» — недопустимо. Здесь нужен серьёзный подход. Кроме того, если учитель, к примеру, создал группу ВК, она должна быть интересна. Не просто скидывать им задания, а постить какие-то интересные факты, устраивать познавательные квесты и игры.
— Но не общаться личными сообщениями?
— Я лично в соцсетях не сижу, они мне не нужны, на них уходит много времени. Я черпаю информацию на специализированных форумах. Родители учеников, с которыми я работаю, очень тесно общаются со своими детьми, и я за них не переживаю. Но если бы я работал в обычной школе, я бы общался. Ведь в таком случае на меня тоже возлагается ответственность за ребёнка. Учителя проводят с детьми гораздо больше времени, чем родители. А семья и родители не всегда в курсе, что происходит. Учитель может оказаться тем, кто поймёт, что у ребёнка стресс или случилась какая-то проблема.
— Не все учителя с компьютером на «ты». И не все дети умеют искать информацию. Как это исправить?
— У детей сейчас меняется восприятие информации. Оно стало клиповым. И читать книгу, то есть долго воспринимать информацию, многих уже сложно заставить. Именно поэтому в своих уроках я использую скрайбинг. Это новая техника презентации, когда речь иллюстрируется рисунками. Получается, что ребёнок воспринимает и текстовую информацию, и информацию видеоряда.
Связующим звеном в поиске информации должна быть библиотека. Вначале ребёнку нужно показать, как пользоваться библиотекой — объяснить, что такое книжный каталог, какие книги нужно выбирать. И только потом уже учить искать информацию в интернете. Понимаю, что сейчас все смотрят в решебники, книги читают в кратком изложении. Но именно учителя должны заставлять искать такую информацию, которую в интернете не найдёшь. Чтобы у ребёнка развивался поисковый инстинкт.
— Учитель должен быть молодым? Или главное, чтобы он шёл в ногу со временем?
— Это взаимосвязано. Очень малый процент людей в возрасте следят за последними тенденциями в сфере технологий. Большинство выдают те знания, которые получили давно, используя лишь учебник. Бывают такие случаи, когда дети знают больше учителя информатики.
— Одни дети сидят в смартфоне, другие сутками играют в компьютерные игры. Как учителю использовать игры на уроках?
— Все знают игру Assassin’s Creed, где действие происходит в средневековой Италии. Там очень чётко, качественно и правдоподобно детализированы элементы. Например, на уроках истории можно использовать эту игру — делать какие-то нарезки, показывать архитектуру и взаимоотношения. А на уроках информатики — использовать игры, которые связаны с программированием.
Или, к примеру, сейчас везде внедряются очки виртуальной реальности Oculus. Используя их на уроках, дети также могут развивать и воображение, и восприятие, и получать сами знания в современном формате.
Я считаю, что в школе вообще нужно для начала факультативно вводить такой предмет, а потом уже черчение, с 8-го класса. Его же в школе отменили, и у детей не развивается пространственное образное мышление. Помочь в этом как раз и может трёхмерная графика.
— В целом насколько школьная программа информационных технологий соответствует реалиям?
— Информатики преподают мёртвые языки программирования. Детям, которые будут искать работу по специальности, они не понадобятся. Сейчас у нас 4 популярных языка — Java, С++, Ruby и Python. Благо, что сейчас в ЕГЭ разрешили задачи по программированию решать в Python. Да, учебный план не предусматривает этого, но всегда можно найти выход из положения. Можно преподносить, к примеру, Pascal и Python и т.д.
Многие учителя на своих уроках находят время только на программу школьного учебника. Я считаю, что это в корне неверно, необходимо и самому развиваться. Помимо основной информации нужно увлечь ребёнка, заинтересовать его.
— Почему в школе не развивается 3D-графика?
— Очень мало специалистов, которые готовы тратить свои знания и умения в образовании. Престижность профессии учителя до сих пор на низком уровне. К тому же, чтобы ввести такой предмет в качестве основного, нужно много времени для реализации его по федеральным стандартам. Хотя 3D-графику можно использовать везде, начиная от архитектуры, где визуализируют интерьеры и экстерьеры, и заканчивая медициной. Но у нас же в стране трёхмерная графика как таковая до сих пор не развита.
— Вы сказали, что пока ещё время для развития 3D-технологий в стране не пришло, но скоро придёт. Когда?
— Хотелось бы быстрее, но технологический прогресс — это длительное время. Чем дальше будет развиваться человечество, тем все более реалистично можно использовать трёхмерную графику в жизни. И каждый сможет моделировать и воплощать в жизнь свои творения. Надеюсь, что в ближайшем будущем каждый ребёнок сможет почувствовать себя изобретателем и распечатать свои идеи на 3D-принтере.
Поделиться: