Top.Mail.Ru

Интерфакс: экипаж разбившегося в Ростовском аэропорту Boeing потерял пространственную ориентацию

Точка в расследовании причин трагедии ещё не поставлена

Фото с места трагедии © AP Photo (ТАСС)
Фото с места трагедии © AP Photo (ТАСС)

Российское информагентство «Интерфакс» со ссылкой на собственный источник, знакомый с с ходом расследования, сообщило, что причиной крушения в Ростовском аэропорту в марте текущего года Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai стала потеря экипажем пространственной ориентации при заходе на второй круг.

«Изучив обстоятельства произошедшего, а также технические характеристики и состояние воздушного судна, удалось установить, что командир самолета во время захода на второй круг, по всей видимости, не смог адекватно оценить положение воздушного судна», процитировал источника «Интерфакс».

По словам собеседника, эксперты пришли к выводу: у командира экипажа возникла иллюзия того, что самолет при подъёме достиг опасного угла атаки, поддавшись ложному чувству, он отдал ручку управления «от себя», не глядя на положение авиагоризонта.

Как выяснилось, с подобным явлением пилоты нередко сталкиваются в условиях сильно ограниченной видимости, полета ночью или полета по приборам, пояснив, что «во время сильного ускорения или замедления внутри воздушного судна вестибулярный аппарат человека посылает в мозг ложные команды по исправлению опасного положения воздушного судна, у пилота при этом неизбежно возникает ложное ощущение резкого набора высоты».

Напомним, 19 марта 2016 года около 3:40 в аэропорту Ростова при повторном заходе на посадку потерпел крушение самолёт Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai, выполнявший рейс FZ981 из Дубая. На борту находились 62 человека, в том числе 4 ребёнка (55 пассажиров и 7 членов экипажа), все они погибли. Почти все пассажиры были туристами из Ростовской области, возвращавшимися с отдыха в Дубае.

Цветы и игрушки, которые в знак скорби принесли ко входу в Ростовский аэропорт жители города и области. Фото  donnews.ru

Основной версией на первых порах назвали неблагоприятные погодные условия — шёл снег и сильнейший ветер. Проверили эксперты и состояние самолёта, в частности, появилась информация о замёрзших рулях. Но после многочисленных проверок был дан однозначный ответ: рули, как и весь лайнер были исправны. Исправно действовало и спецоборудование в Ростовском аэропорту.

Версия об ошибке экипажа и её подтверждение появилась позднее. Как сообщал «Коммерсант», между командиром корабля и его помощником возник конфликт, а выход из ситуации был найден якобы слишком поздно.

Самописец показал, что пилот лайнера действительно за 6 км до взлетно-посадочной полосы решил не садиться, а уйти на второй круг, отключил автопилот и взял управление на себя. Однако по неизвестной причине он не учел, что при переходе из режима посадки в режим набора высоты Boeing 737-800 при ручном управлении не плавно уходит наверх (как было бы при работе автопилота), а набирает высоту в режиме истребителя, сильно задрав нос.

Командир корабля, продолжая подъём, попытался набрать скорость, увеличив режим работы двигателей до взлётного. Его напарник полагал, что в первую очередь следует опустить нос Boeing. Он кричал: «Стой. Куда? Стоять! Стоять!» и одновременно пытался прекратить набор высоты, отталкивая от себя свой штурвал.

В результате управление самолётом разорвалось: в бортовой компьютер Boeing стали поступать электрические импульсы от всех манипуляций, совершаемых пилотами на обоих штурвалах, которые в штатном режиме работают синхронно. Экипаж согласовал свои действия только тогда, когда оба пилота почувствовали отрицательные перегрузки. Но было уже поздно — неуправляемый Boeing со скоростью 325 километров в час и под углом около 45 градусов рухнул на землю.

Коллеги командира Boeing Аристоса Сократоса рассказывали, что он собирался уволиться из авиакомпании из-за усталости — это был уже десятый рейс за полторы недели. Пилот якобы ещё до рейса в Ростов подал заявление об уходе и дорабатывал последние три месяца. Сократос мечтал вернутся на Кипр, где его ждала беременная жена.

К слову, летом появилась информация, что ошибка Сократоса не была случайной, что пилот умышленно её допустил. Однако в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) заявили, что данных об умышленных действиях пилота у комиссии нет.

Расследование причин трагедии продолжается.

#