Top.Mail.Ru
13,88₽
105,98₽
100,50₽

Из-за прорех в законодательстве в Ростовской области вдвое выросло число мошенничеств с применением IT

Сотовые операторы идут на нарушения за многомиллионную выгоду

Часто жертвами телефонных мошенников становятся пенсионеры. Фото vestnik-dalmatovo.ru
Часто жертвами телефонных мошенников становятся пенсионеры. Фото vestnik-dalmatovo.ru

Несовершенство федеральной законодательной базы вместе с беспечностью граждан стали главными причинами стремительного роста преступлений, совершенных в Ростовской области с использованием цифровых технологий. К такому выводу пришли депутаты регионального парламента и приглашённые эксперты во время круглого стола, где обсуждались актуальные вопросы правоприменения в этой сфере.

Как сообщил вице-спикер областного Заксобрания Александр Скрябин, за десять месяцев 2020 года года в регионе зарегистрировали на 83,7% больше краж с применением цифровых технологий, чем за аналогичный период прошлого года. При этом общее количество мошенничеств, совершаемых с использованием средств мобильной связи и интернета, в сравнении с 2019 годом выросло более чем в два раза.

По словам начальника отдела по борьбе с мошенничествами общеуголовной направленности ГУ МВД России по Ростовской области Александра Горлова, раскрывается только каждое четвёртое такое преступление.

— Отмечу, что 80% случаев хищения со счетов физических лиц случается при получении преступниками прямого доступа к электронным средствам платежа, либо в случаях, когда граждане самостоятельно переводят свои деньги злоумышленникам, — пояснил Александр Горлов.

Представитель полиции также рассказал о самых популярных видах правонарушений с применением информационных технологий. На первом месте — звонки от мошенников, которые, представляясь сотрудниками банков, получают доступ к персональным данным банковских карт и похищают деньги у доверчивых людей.

Второй по распространённости способ связан с действиями злоумышленников, которые выманивают деньги под предлогом дополнительного заработка на интернет-площадках различных брокерских фирм. На третьей позиции — звонки, совершаемые якобы из-за покупки товаров, размещённых на сайтах объявлений. Также распространены способы обмана с помощью фишинговых или «зеркальных» сайтов, которых имитируют реальные сервисы, например, по продаже авиабилетов.

Александр Горлов описал стандартную схему, по которой действуют киберпреступники. Злоумышленники подключаются к провайдеру или мобильному оператору в качестве абонента, общаются дистанционно, предоставляя документы от имени организации, а также IP-адреса, через которые совершают звонки. На самом деле, все документы, показываемые в таких случаях, являются фиктивными, а IP-адреса, через которые производятся звонки, принадлежат доменам, расположенными за пределами России, что объективно мешает работе правоохранительных органов.

Доля ответственности в таких случаях лежит на мобильных операторах, к деятельности которых у полицейских есть претензии.

— Операторы, предоставляющие услуги интернет-телефонии при трансляции звонка мошенника к жертве грубо нарушают требования п.9 и п.10 ст.46 федерального закона «О связи». Законодательством не предусмотрено никакой ответственности за такие нарушения, а при выявлении контролирующими органами всего лишь выдаются предписания об их устранении. Операторы легко на это идут, поскольку за предоставление подобных услуг за несколько недель получают прибыль от миллиона рублей, — рассказал Горлов.

Он также выразил уверенность, что для эффективной борьбы с киберпреступниками необходимо усовершенствовать федеральную законодательную базу. В частности, детально прописать перечень запрещённых услуг для мобильных операторов и ужесточить для них ответственность за нарушения.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что ещё одна причина роста правонарушений связана с неосведомленностью жителей региона в этих вопросах. Председатель комитета регионального Заксобрания по законодательству Александр Косачёв заметил, что преступления с использованием IT-технологий совершаются только при обладании мошенниками данных банковских карт и счетов граждан.

— Поэтому ни при каких случаях не стоит сообщать эти данные ни по телефону, ни по почте, ни по смс. Настоящие сотрудники банков в ходе телефонного разговора никогда не будут запрашивать у своих клиентов какие-либо персональные данные, поскольку им строго запрещено это делать, – обратил внимание Александр Косачёв.

В ходе дискуссии представители банков и правоохранительных органов выразили готовность предоставить всю необходимую информацию о том, как защититься от мошенников, а депутаты областного парламента, в свою очередь, намерены продвигать эту информацию в социальных сетях и на личных приёмах граждан. Кроме того, участники встречи внесли свои предложения по изменению федерального законодательства в области защиты персональных данных.

#
Комментарии для сайта Cackle