Top.Mail.Ru
12,74₽
100,14₽
90,28₽

Михаил Чернышёв: «Я готов работать при любой схеме»

Мэр Ростова — о политических нововведениях и появлении сити-менеджера

Мэр Ростова Михаил Чернышёв (фото deloru.ru)
Мэр Ростова Михаил Чернышёв (фото deloru.ru)

В России готовится реформа местного самоуправления. Предполагается, что с 2015 года власть в городах-миллионниках будет поделена между мэром и сити-менеджером. В интервью редактору donnews.ru Марине Поюровой мэр Ростова Михаил Чернышёв поделился своими взглядами на предстоящую реформу.

— Михаил Анатольевич, как вам предстоящие нововведения?

— Сити-менеджер и внутригородское деление — тема не новая, эта норма законодательно закреплена и в ряде регионов России давно работает. Правда, нельзя сказать, что она широко распространена. Кстати, такая схема управления использовалась ещё в советское время — тогда были районные советы, горсоветы, горисполкомы.

— А почему эта схема управления не получила широкого распространения?

— Потому что процесс управления в данном случае становится более сложным, появляются риски.

— Например?

— Когда единоначалие подменяется руководством двух людей, есть опасность, что люди не сработаются. Если есть ясное понимание задачи и чёткое разделение полномочий между руководителем исполнительного органа (мэром) и исполнителем (сити-менеджером), то беды не происходит. Если такого понимания нет, то возникает нездоровая конкуренция, которая порождает проблемы для жителей города. В этом я вижу большую опасность.

— На ваш взгляд, почему именно сейчас предлагается такая схема управления?

— Наверное, потому, что ситуация в стране изменилась в лучшую сторону. Ведь единоначалие требуется, когда стране тяжело, когда необходимо иметь один центр принятия решений и возможность сконцентрировать ресурсы, чтобы правильно ими воспользоваться. Кстати, это общий принцип, который действует независимо от общественного уклада. Когда же ситуация становится стабильней, есть возможность перейти на другую схему.

— Тогда следующий вопрос — о преимуществах новой схемы и, в частности, внутригородского деления. Чем эта схема хороша?

— При внутригородском делении, когда у районных администраций появляется свой собственный бюджет, решать те или иные проблемы на территории можно более оперативно, чем при нынешней системе. Сейчас у нас как: есть необходимость что-либо сделать — из района в мэрию направляют предложения, они рассматриваются, разумеется, проходит какое-то время...

— Мы побывали на нескольких обсуждениях законопроекта, в том числе с участием глав районов, и сложилось впечатление, что государственные мужи не до конца понимают, как будет происходить избрание мэра, назначение сити-менеджера и чем один и другой будут заниматься. Поясните.

— Жители районов города будут выбирать депутатов в районное собрание, те, в свою очередь, из своего состава изберут главу администрации, а также делегируют представителей в городскую Думу (Совет). В Думе депутаты из своего состава изберут мэра, и уже потом будет по конкурсу назначен сити-менеджер. В комиссии по выбору кандидатуры сити-менеджера будут участвовать и представители субъекта Федерации. В итоге заключать контракт с сити-менеджером будет мэр.

— Как будут распределяться полномочия между мэром и сити-менеджером?

— Мэр, как и Дума, будет заниматься разработкой различных социальных, экономических программ, а сити-менеджеру предстоит эти программы реализовывать. Он отвечает за исполнение бюджета. Выражаясь армейским языком, мэр и депутатский корпус — это стратегия, а сити-менеджер — тактика.

— Судя по высказываниям глав территорий, многое в законопроекте им не нравится. Говорят, что он требует доработки, и даже само иностранное слово «сити-менеджер» вызывает отторжение.

— Как назвать человека, который будет заниматься городским хозяйством, наверное, не суть важно. Можно и другое слово придумать. Но то, что законопроекту требуется серьёзная доработка, сомнений нет — там ещё очень много белых пятен. В первую очередь это касается решения вопросов благоустройства. Например, мне сложно представить, чтобы в каждом районе Ростова были свои отдельные правила. Образно выражаясь, в одном разрешено вывешивать белье во дворе, в другом нет. Если не привести всё к единому знаменателю, то получится, извините, бардак. Но и это, на мой взгляд, даже не самое главное. Основной вопрос: кто будет заниматься жилым фондом? Вот здесь законодателям придётся серьёзно поработать. Многое будет зависеть от того, насколько ответственно к этому подойдут в Законодательном собрании, поскольку именно им будет поручена детализация белых пятен.

— Михаил Анатольевич, а вы хотели бы работать при новой схеме?

— Я готов работать при любой схеме, лишь бы она была эффективной и приносила пользу людям.

— А в качестве мэра или сити-менеджера?

— Вы знаете, всегда интересно создавать что-то своими руками. С другой стороны, организационная работа — тоже очень интересный процесс (улыбается).

— Ответили как настоящий политик.

— А чего вы ожидали?

(Продолжение интервью с мэром Ростова, где он расскажет, о градостроительной политике мэрии, о "доме Бояркина", о том, что будет построено на месте кинотеатра "Россия" и многом другом читайте в ближайшие дни) 

#