С 11 января вступил в силу целый ряд изменений в Жилищном кодексе, касающихся управления многоквартирными домами (МКД). О них в среду, 17 января, журналистам рассказал начальник Государственной жилищной инспекции Ростовской области Павел Асташев.
Что уже изменилось?
Управляющая компания будет обслуживать дом только после попадания в реестр лицензий
В прошлом году 279 жителей Ростовской области получили квитанции на оплату коммунальных услуг сразу от двух управляющих компаний. Люди не понимали, кому из них нужно платить.
Проблема возникла из-за того, что раньше управлять многоквартирным домом компания начинала после заключения договора. По новым правилам — только после внесения дома в реестр лицензий.
— Теперь компания приступает к управлению многоквартирным домом только после внесения её в реестр лицензий, — пояснил Павел Асташев. — Этот реестр есть на нашем официальном сайте, человек заходит, смотрит дату внесения в реестр и понимает, какой компании ему следует платить.
Ужесточены санкции за уклонение от проверки
Нередко управляющие компании нарушают лицензионные требования, получают серьёзные штрафы, но уклоняются от проверок и избегают ответственности. Главная причина — размеры штрафов. Так, максимальный штраф за нарушение лицензионного требования — 250 тысяч рублей, а за уклонение от проверки — 100 тысяч рублей. Получается, что управляющим компаниям выгоднее получить штраф за уклонение, чем за нарушение.
— Теперь в случае воспрепятствования в проведении проверок три раза и более в течение года дом исключается из реестра лицензий.
Другими словами, управляющая компания будет отстранена от управления, и собственникам придётся искать новую.
Добавим, что внесение этих изменений в ЖК было инициировано депутатами Законодательного собрания Ростовской области. Поправки, нацеленные на ужесточение контроля за деятельностью управляющих компаний, были внесены для рассмотрения в Госдуму в июне прошлого года.
УК и ТСЖ обязали вести реестр собственников
— Зачастую люди говорят: «Мы бы хотели провести общее собрание, но не знаем площади дома, квартир, размер долей и т. д.». Теперь же закон обязывает УК и ТСЖ вести реестр, в котором будет информация о собственниках, о доле в праве собственности.
При этом согласия жильцов на предоставление информации для этого реестра не требуется. А сами УК и ТСЖ обязаны предоставлять эти данные по требованию других собственников.
Должна исчезнуть тождественность в названиях разных управляющих компаний
К сожалению, часть жалоб зачастую касается схожести в названиях УК. К примеру, одна компания называется «Развитие», а другая — «РАЗВИТИЕ». Не все жильцы и не сразу это замечают и оплачивают коммуналку совершенно другой компании.
Новый закон предполагают, что в течение полугода, начиная с 11 января, компании обязаны внести изменения в свои учредительные документы.
Что может измениться?
Введут предварительную проверку жалоб
В Госжилинспекцию поступает огромное количество обращений и жалоб. Но по закону для проверки нужно издать распоряжение и вручить его юрлицу. На ответ у него будет 10 рабочих дней, а у жилинспектора — 20 дней. Такие формальные требования очень усложняют процесс, подчёркивает Павел Асташев.
— Бывает, что свою жалобу о невымытом подъезде или невывезенном мусоре человек направил не нам, а напрямую в администрацию президента или в Генпрокуратуру. Пока жалоба пришла в Госжилинспекцию, всё уже устранено. А инспектор тратит время на проверку, — говорит Павел Асташев.
В связи с такой затянутой процедурой в Госжилинспекции предложили ввести предварительную проверку. Другими словами, инспектор сможет не делать массу запросов и документов, а напрямую связаться с жителем, с управляющей компанией или ресурсником и решить вопрос.
— Предварительная проверка — это неформальный способ общения проверяющего инспектора с заявителем и с управляющей компанией. Как правило, все УК хотят избежать официальной проверки, — подчеркнул Павел Асташев.
Добавим, что в прошлом году прошло 10053 проверки. В 5643 случаях были выявлены нарушения. Как пояснил Асташев, остальные нарушения не зафиксированы только потому, что к моменту проверки уже были устранены.
Житель сможет пожаловаться напрямую в УК или ТСЖ
— Очевидно, что в нашей сфере нарушения должен устранять тот, кто их допустил. Если это перерасчёт платы — то ответственность лежит на ТСЖ, УК или ресурсниках. Ремонт кровли кроме УК тоже никто не выполнит. Поэтому мы бы хотели установить необходимость прямого взаимодействия собственника с УК, ТСЖ или ресурсником, — говорит Павел Асташев.
Но при этом человек по-прежнему сможет напрямую обращаться в Госжилинспекцию.
Договоры с ресурсниками собственники будут заключать напрямую
По всей стране десятки управляющих компаний-однодневок заключают договор с собственниками, собирают деньги за потреблённые услуги, но не перечисляют их ресурсникам.
В ближайшее время депутаты Госдумы намерены принять закон, который позволит собственникам заключать прямой договор с ресурсоснабжающей организацией.
Поделиться: