С подачи ОНФ в 2015 году тема расходов региональных властей на СМИ стала очень популярной. В поисках способов наказать за самопиар предлагается даже ввести уголовную ответственность для губернаторов. Тем не менее, финансирование СМИ из регионального бюджета в Ростовской области, как и в других регионах, продолжится. На что пойдут эти деньги и какие изменения на медиарынке области произойдут в следующем году, в интервью donnews.ru рассказал начальник управления информационной политики правительства Ростовской области Сергей Тюрин.
— Сергей Владимирович, как вы относитесь к стремлению ОНФ лишить губернаторов возможности финансировать СМИ?
— По этому вопросу чётко выразили свою позицию президент страны и премьер-министр, дав поручение регионам сократить расходы на СМИ. Ростовская область выполнила сокращение по всему кругу мероприятий более чем на 20%. Активисты ОНФ говорят о так называемом «самопиаре властей» и о том, что это излишние траты региональных бюджетов, направленные исключительно на обслуживание интересов губернаторов. Это далеко не так. Регионы и Федерация предусматривают средства на поддержку СМИ в первую очередь как одного из важнейших институтов общества. Если мы считаем, что у нас демократическая страна, у нас должны быть сильные, устойчивые СМИ. И приводимые примеры по отдельным исключительным субъектам, где действительно отмечены, как раньше говорили, перегибы на местах, только подтверждают это правило. Далее: кампания превратилась в кампанейщину, и под маркой искоренения самопиара регионы впадают в крайности. Некоторые из них, имея в текущем году цифры расходов в триста миллионов… сократили их до нуля. О чём это может говорить? С моей точки зрения, либо о том, что это действительно было излишеством нехорошим, либо о том, что эти средства теперь получили иное наименование или иной порядок расходования. Попросту перепрятаны в бюджеты региональных министерств и ведомств. У нас в области все средства консолидированы в расходах правительства, что позволяет проводить скоординированную и эффективную информационную политику. Эти расходы прозрачны и видны каждому. Кстати эту информацию можно получить свободно на сайте donland.ru.
Говоря о необходимости поддержки СМИ через госзаказ, необходимо добавить, что конъюнктура медийного рынка не позволяет им выживать самостоятельно. С каждым годом рекламный бюджет всё сильнее распределяется в сторону Федерации. Есть организации, которые успешно работают в регионах, забирая практически все рекламные бюджеты для федеральных СМИ. На местные СМИ остаются фактически крохи, и на них вынуждены существовать многотысячные коллективы СМИ. Кстати, в Ростовской области, по данным статистики, больше 5 тысяч человек занимаются созданием контента для СМИ.
— Что подразумевается под поддержкой? Ведь трактуется это так: «Мы покупаем лояльность и таким образом закрываем рты».
— Тогда давайте смотреть, на что конкретно идут деньги. Всего на следующий год запланировано потратить на поддержку СМИ порядка 360 млн рублей. Из них более 60 млн идёт на субсидии печатным СМИ.
Ещё 50 млн рублей идут на субсидирование распространения сигнала региональным телевизионным каналом. 25 миллионов — на обеспечение равного доступа к эфиру представителям политических партий... Около 12 миллионов — на публикацию нормативных правовых актов. Это всё требование федерального и областного законодательства. Есть заказы правительства на освещение темы Победы в Великой Отечественной, на публикации и фильмы о наших великих земляках, на трансляции спортивных событий, на театральные постановки.
Есть также средства, которые мы предусматриваем на гранты СМИ. Они призваны мотивировать журналистов писать о культуре, искусстве, здравоохранении, спорте, традиционных семейных ценностях. Это темы, которые в своей повседневной деятельности СМИ не так часто затрагивают, потому что они не «разогревают» трафик, не позволяют увеличить аудиторию, а значит, и привлечь потенциального рекламодателя.
Кроме того, закладываются средства на премии для журналистов, которые освещают антинаркотические и антикоррупционные темы.
Все вышеперечисленные затраты на СМИ к самопиару вообще никак не отнесёшь. Это затраты не только на то, чтобы СМИ сохранились, но и на то, чтобы они могли развиваться и стремились писать не только «желтушные» материалы, но и выполняли свою социальную функцию.
— Хорошо, а что с пиаром губернатора на следующий год?
— У нас нет таких задач. Перерезание ленточек давно не освещается за деньги.
С помощью бюджетных средств никакие пиар-стратегии не выстраиваются. В этом просто нет необходимости. Губернатор — спикер номер один в регионе. Его насыщенный рабочий график, изобилие интересных дискуссионных, проектных, экспертных площадок, непосредственный и живой процесс решения актуальных проблем сами по себе интересны журналистам.
— Сейчас много журналистов из районных газет находятся в подвешенном состоянии. Им очень тяжело. Что их ждёт в будущем году?
— Тяжело не только им. Столичная пресса также переживает не лучшие времена. Если же говорить о районных изданиях, то мы стремимся сохранить всех. У нас в области есть газеты, которым по 80-90 лет! Они ровесники области, а то и старше её. Для многих жителей они как члены семьи — в них писали об отцах и дедах, их читают родители и молодое поколение. И если у них сейчас сложности с тиражами и финансами, то государство обязано их поддержать. Конструктивна ли такая позиция? С точки зрения современного медиаменеджмента, наверное, нет. И долго так продолжаться не может. Поэтому мы работаем с ними, пытаемся побудить их оптимизировать расходы. Пока ничего не получается с почтой, через неё невыгодно распространять. Мы стимулируем районки развивать свою систему доставки. В прошлом году мы приняли поправки к областному закону, и с этого года не только субсидируем типографские расходы, но и компенсируем доставку. И уже у очень многих районок своя система доставки. Пытаются выживать.
Но тенденция такова, что бумага потихоньку уходит как носитель информации. Это и мировой опыт, и отечественный. Наверное, нужно переходить к тому, чтобы районки становились современными медийными муниципальными центрами, имеющими в своей основе электронные носители — сайты.
— Есть такая позиция, что нужность или ненужность товара определяет покупатель. Он голосует рублём. Если рекламодатели не хотят размещать рекламу, а местные жители не покупают эти газеты, то, может быть, это товар, который никому не нужен?
— Откуда такие мысли и мнения? Суммарный разовый тираж районных газет — 240 тысяч экземпляров. На территории того или иного района газета может быть единственным СМИ, и дать ему прекратить своё существование значит погрузить район в вакуум информационный. Кто голосует рублём? Если человек, живущий в районе, мог себе позволить подписаться на газету за 500 рублей, то когда она становится больше тысячи рублей, люди не смогут её выписывать.
— Хорошо, давайте перейдём к областным СМИ. У правительства области есть две газеты — «Наше время» и «Молот». Сейчас на базе «Молота» создан правительственный медийный холдинг. Каковы его цели и задачи?
— Перспективы на 2016 год тяжело выстраивать. В целом экономическая ситуация тяжёлая. Холдинг создан в сентябре, мы открыли новую медийную площадку в центре Ростова — «Дон Медиа». Это современный медийный центр, где работает конвергентная редакция, производящая контент для портала, информационного агентства, газеты. С нового года заводим туда радио «ФМ на Дону» и телеканал «Дон24», который заменит ныне существующий «Южный регион — Дон».
— В чём новизна теле- и радиоканалов?
— Это государственные СМИ, держателем лицензии будет холдинг «Дон-Медиа». Радио «ФМ на Дону», новое региональное радио, самопрограммируемое, 24 часа в сутки, информационно-развлекательное. Телеканал также будет ориентирован в информационном ключе на областную повестку, новости городов и районов. Кроме того, будем максимально насыщать эфир качественными фильмами, документальными лентами, познавательными программами, детскими передачами, отечественными кино- и мультшедеврами.
— Так каковы цели этого холдинга?
— Цель одна и самая главная — создать полноценную площадку для информирования граждан и наладить каналы обратной связи с населением.
— А её нет?
— Мы считали, что в том состоянии, в котором находились областные медиа, можно было говорить, что её практически не было.
— Разве мало СМИ в области? Огромное количество газет.
— Каких? Как, скажем, через газету «Город N», мы будем информировать население о тех или иных решениях? Как выстроим диалог с читателем? Это самостоятельное издание, решающее свои задачи. Оно пишет о том, что интересно ему и его аудитории.
— Правильно, но с поправкой на то, что интересно читателям, тем же жителям области! А для чего лоббировать интересы правительства Ростовской области через собственные СМИ?
— Не лоббировать. У правительства нет интересов, а есть обязанности перед населением.
— Планируется ли, что этот областной холдинг «Дон-Медиа» станет прибыльным?
— Такая задача ставится перед его руководством, хотя мы понимаем, что в любые времена СМИ, тем более ТВ, никогда не бывают прибыльными и даже в ноль выходящими. А в 2016 году рекламный рынок вряд ли поднимется…
— Есть срок окупаемости холдинга? Или он всегда будет висеть на бюджете?
— Пока можно говорить гипотетически, потому что ещё не закончен процесс строительства этого холдинга. Отдельные решения уже реализованы.
Мы меняем схему донесения телевизионного сигнала: прекращаем вещание через сеть аналоговых передатчиков по области. Отныне 15 муниципальных телеканалов поменяли лицензии и становятся партнёрами регионального телеканала, получая таким образом поддержку и создавая единую региональную сеть. В этом отличие. Мы получаем аудиторию, устоявшихся зрителей, мы заходим на их частоты и работаем вместе с ними.
— Руководить телеканалом будет та же команда?
— Да.
— Что будет с газетой «Наше время»?
— Очевидно, что газету ждут реформы, причём серьёзные. Все последние годы газета выполняла социально-государственную функцию, являясь официальным публикатором всех нормативно-правовых актов, Теперь большинство из них публикуются на портале pravo.donland.ru. Газета вряд ли может выжить в нынешних реалиях, имея такую периодичность и полосность. Уверен, что здесь не обойтись без изменения модели издания. Вместе с тем это газета с большой историей и профессиональным коллективом, и в отношении «Нашего времени» мы также вырабатываем решения, направленные на её сохранение с поправкой на изменившиеся условия.
— А зачем две областные газеты? Ведь есть уже правительственный холдинг?
— Исторически в области работали две газеты – «Комсомолец» и «Молот». Пусть читатель и рынок решают: нужны две, одна или ни одной. Наша задача – создавать условия для их функционирования. Если же они пройдут критические точки потери читателя и экономической целесообразности, будет принято решении о закрытии.
— Тогда перейдём к вопросу о поддержке независимых СМИ. Для чего и кому направляются деньги?
— Отношения с независимыми СМИ партнёрские. Мы с уважением относимся к тому, что они все имеют свою позицию, свою редакционную политику. Правительство взаимодействует с ними, в том числе и на возмездной основе, с целью, о которой я сказал раньше — трансляция позитивной областной повестки. Мы считаем правильным взаимодействие со всеми типами и видами СМИ, чтобы до каждой целевой аудитории донести социально-значимую информацию.
— Какой критерий отбора независимых СМИ, с которыми вы работаете? Вы пользуетесь какими-то медиарейтингами?
— Конечно. Наша задача — охватить всю палитру СМИ, учитывая, что каждое из них имеет чёткую сегментированную аудиторию. Мы изучаем данные о тиражах и подписке, индекс цитируемости, продажи. Сложнее с телевизионными ресурсами, потому что объективных данных не сыщешь. Каждый соцопрос можно ставить под сомнение. Но общая картина понятна. Большая тройка федералов, за ними мощные коммерческие каналы СТС, ТНТ и т. д. Всё остальное внизу, а где-то в середине — региональная ГТРК «Дон-ТР».
— Расходы на 2016 год в части независимых СМИ будут скорректированы?
— Пропорционально снизили всем объёмы в связи со снижением суммы в целом. Некоторые объективно ушли с рынка, закрылись. Например, с января «Рен-ТВ» нет.
— Последний вопрос — о качестве регионального телевидения. На протяжении нескольких лет ростовчане не получают призы регионального «ТЭФИ». Почему наша телевизионная продукция настолько неконкурентоспособна, что даже когда этот конкурс проводят у нас, хотя бы из уважения к принимающей стороне нам ничего не дают?
— Для меня это загадка. Я не думаю, что это какой-то мировой заговор против Ростовской области. Значит, мы что-то не то делали все эти годы.
Поделиться: