На известие о грядущем запрете турецких продуктов торговцы крупнейшего в Ростове рынка — Центрального — среагировали молниеносно. Упоминание Турции как страны-поставщика практически исчезло из их лексикона. Теперь на слуху Россия, Абхазия, Иран и Греция.
Однако в доверительной беседе те же люди признались, что турецких фруктов и овощей на рынке полно. Как продукты на рынке поменяли гражданство, поинтересовался корреспондент donnews.ru.
В курс дела ввёл Сергей, у которого я купил пару кило мандаринов.
— Я на рынке стою сколько себя помню. Поэтому точно могу сказать, кто и чем торгует, — сразу заявил собеседник. По его словам, на базах, где закупает товар большинство торговцев, полно турецких овощей и фруктов, но на рынке предпочитают не афишировать страну производителя.
— Меняют коробки, в которых товар прибыл в страну, накидают зелёных листочков, напишут от руки ценник и слово «Абхазия» — и поди разберись, если ты не специалист. Также стараются «спрятать» и китайские товары. У покупателей твёрдая убеждённость, что в «китайцах» куча нитратов, — пояснил Сергей и посоветовал: — Ты подойди у грузчиков спроси, откуда товар, а потом у продавца. И сравни.
Последовав совету, подошёл к прилавку «с заднего кирильца». У молодого грузчика, таскающего ящики с помидорами черри, поинтересовался, откуда товар. Парень даже удивился: из Турции, откуда ж ещё.
Но продавец, на прилавок которой попадают черри, не моргнув глазом заявила, что помидорчики родом из Ирана.
— Дарагой, Турции у нас неееет, — гордо сообщила она.
Её поддержала соседка:
— Вы телевизор не смотрите, что ли? Нельзя турецким торговать!
«Если нельзя, но очень хочется, то можно». Ведь так?
Среди овощных рядов за прилавком нашёл свою давнюю знакомую — Татьяну.
— Ну конечно, полно турецкого товара на рынке, и тут как раз всё просто: он гораздо дешевле на закупке. К примеру, на оптовой базе турецкий огурец стоит 110 рублей, а наш, который в области выращивается, — 160-170 рублей. Помидоры турецкие 90 рублей, а наши на полтинник больше. Мне нравятся наши помидоры, и я могу себе позволить их купить, а большинство людей считают каждую копейку, и для них десять-двадцать рублей — деньги, — говорит Татьяна.
К беседе подключилась Людмила — она торгует по соседству.
— Сейчас турецкие овощи хоть как-то сдерживают рост цен на товары, которые у нас производятся. У турков стабильная цена, на неё ориентируются местные колхозники и не задирают закупку. Но что будет с ценами, когда с рынка уберут турецкие товары, одному богу известно. То, что цены снизятся, маловероятно, — заметила Людмила.
Поймал себя на мысли, что этим людям без экономического образования, но с большим практическим опытом веришь больше, чем государственным мужам, заявляющим, что мы сами сможем себя обеспечить.
И вспомнилось мне интервью годичной давности, которое давал donnews.ru бывший директор департамента потребительского рынка Ростовской области, а ныне глава администрации Волгодонска Андрей Иванов. Европа тогда уже ввела санкции, а Турция была в числе дружеских стран, продолжая снабжать россиян огурцами, помидорами и прочей снедью. Год назад глава департамента заявлял, что не видит повода для беспокойства для ростовских потребителей. Спустя год повод для беспокойства появился, и очень весомый.
Чтобы это ощутить, немного цифр от Минсельхоза РФ. В своих данных ведомство ссылается на Федеральную таможенную службу.
На долю турецких овощей приходится 20% объёма овощного импорта РФ. Турецкие цитрусовые занимают четверть импорта. Наиболее значительна доля турецких лимонов — до 90%.
Крупнейшие статьи турецкого экспорта овоще-фруктовом сегменте — это томаты ($ 281,3 млн за 9 месяцев 2015 года), цитрусовые ($ 134,9 млн), абрикосы, вишня, черешня, персики, сливы ($ 94,4 млн) и виноград ($ 69,2 млн).{{voter}}
Впрочем, не всё так печально: в Ростове ещё есть места, где не стесняются гордо называть товар турецким. К примеру, в городской мекке шаурмы, той, что возле ЦГБ, темноволосые кулинары по-прежнему продают завёрнутые в армянские лаваши кусочки мяса и шинкованные овощи. А таблички указывают, что рецепт приготовления нехитрого блюда — именно турецкий.
Они что, телевизор не смотрят?!
Поделиться: