После сообщения о том, что ростовский Центр безнадзорных животных стремиться перейти к системе ОСВ (отлов — стерилизация — возвращение), среди читателей donnews.ru разгорелась настоящая дискуссия: ненавистники бездомных дворняг принялись утверждать, что всех собак поголовно следует истребить, а защитники животных стали требовать сохранения жизни всех неагрессивных особей.
Журналист donnews.ru попытался разобраться, как же решается проблема безнадзорных животных в мире, в России и конкретно в Ростове.
За рубежом хозяина, выкинувшего собаку, наказывают суровым штрафом
Несколько лет назад экспертами проводилось исследование подходов к регулированию численности бездомных животных в 31 стране мира. В результате был сделан вывод, что в Бельгии, Дании, Финляндии, Германии, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Швейцарии такого понятия как безнадзорное животное вообще не существует. В этих странах хозяева получают специальную лицензию и регистрируют своих питомцев. Программа стерилизации применяется только к кошкам.
В 22 странах мира помимо лицензирования всех владельцев обязали стерилизовать своих животных, но в 15 странах эта мера была признана неэффективной.
Отлов и стерилизация бездомных собак с возвращением на прежнее место обитания (та самая система ОСВ) практикуется в 7 странах. Эвтаназия здоровых животных полностью запрещена в трёх странах — Германии, Греции, Италии.
В американском Лос-Анджелесе система ОСВ применяется только по отношению к кошкам. Собак же стерилизуют сами владельцы, причём принудительно. Исключение делается лишь для собак-чемпионов и призёров выставок, собак-полицейских и собак-поводырей. За нарушение этого закона полагается ощутимый штраф — порядка 400 долларов. Кроме того, владельца нестерилизованного животного могут отправить на принудительные работы сроком до 40 часов.
В Германии серьёзным штрафом в 25 тысяч евро наказывается не только убийство домашнего животного, но и выбрасывание его на улицу.
Владелец обязан зарегистрировать собаку и платить за неё налоги. За одного питомца — 100-150 евро, за каждого следующего — 200–300 евро, независимо от размера или породы. Если же владелец не в состоянии содержать собаку в соответствии с правилами, он обязан отдать её в приют.
В Германии развита система приютов. Содержание одного приюта обходится в миллион евро в год. Часть денег приют зарабатывает сам, продавая животных, оказывая ветеринарные услуги частным владельцам, и организуя курсы дрессировки. Другую часть денег выделяет государство, ещё часть — благотворительные пожертвования.
В Бангкоке в 1990-е годы насчитывалось 120 тысяч собак. В 2007 году началась программа обязательной регистрации собак, имеющих хозяев. При регистрации собакам вводили электронные чипы в ухо, чтобы хозяин не мог выгнать надоевшего питомца на улицу. Нарушителя ждал большой штраф. Также был введён запрет на прикармливание бездомных собак. А с 2008 года введено правило: всех незарегистрированных собак у хозяина могут отнять и отправить в приют, где им предстоит провести остаток дней. Туда же отправляются все дворняги, найденные на улице.
Единого рецепта решения проблемы в России ещё не нашли
В СССР проблема бездомных собак, кошек и прочей живности решалась отловом. После недолгого пребывания в приюте собаки усыплялись, а трупы сжигались. Также практиковался отстрел: привлекали охотников, которым позволяли в качестве вознаграждения забрать себе понравившуюся собачью шкуру.
В постсоветской России регулирование численности безнадзорных животных отдали на откуп муниципалитетам — проблему решают кто как может.
В 1999 году под давлением защитников животных и деятелей культуры отлов безнадзорных собак с целью усыпления в Москве запретили. В 2002 году правительство Москвы одним из первых в России одобрило программу гуманного регулирования численности животных. В том же 2002 году в столице было объявлено о начале программы чипизации. Однако в Москве до сих пор не существует единого муниципального органа по решению проблем бездомных животных.
На сегодняшний день программы по стерилизации бездомных животных действуют и в ряде других регионов России: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре.
В Ростове пытаются уйти от эвтаназии
Переход на систему ОСВ намерены осуществить и в Ростове. По словам руководителя ЦБЖ Аллы Моренец, при прежнем руководстве центра в год эвтаназии подвергались порядка 9,5 тысячи безнадзорных животных. Теперь же подход изменён — никакого плана нет, решение принимается по каждому конкретному случаю.
Эту информацию подтвердили и в городском департаменте ЖКХ.
— В настоящее время эвтаназия применяется как вынужденная мера в следующих случаях: болезнь животного; подозрение на особо опасную инфекцию; необходимость прекращения страданий животного при невозможности оказать ему помощь иным способом, если у животного несовместимая с жизнью травма. Умерщвляются также особо опасные агрессивные животные. Решение принимается по каждому конкретному случаю, — сообщили в департаменте журналисту donnews.ru.
На нужды центра в текущем году было выделено финансирование — 19 миллионов 588 тысяч рублей.
Также проводятся исследования по определению численности бездомных животных. Только после этого в ЦБЖ смогут дать ответ, сколько понадобится времени, чтобы программа ОСВ принесла свои плоды.
Между тем, по информации Центра гигиены и эпидемиологии Ростовской области, за первую половину текущего года от укусов безнадзорных собак пострадали 384 человека. Ещё 111 человек покусали совсем уж безобидные на вид кошки...
Переходный период всегда даётся трудно. Новому руководству предстоит большая работа по перекраиванию сложившейся системы, а жители города опасаются за свою безопасность и безопасность своих детей.
Возможно, всё дело в отсутствие единого подхода, разработанного на уровне не города, не области, а целой страны. Сейчас в ЦБЖ одни порядки, но если его руководство вдруг по каким-то причинам сменится, они могут кардинально измениться.
Возможно, стоит принять законодательные акты, которые закрепят высокие штрафы для нерадивых владельцев, не желающих нести ответственность за своих питомцев. Стоит ввести обязательную регистрацию собак и помечать их если уж не чипом, то хотя бы клеймом.
Зачастую владельцы, наигравшись с пушистым комочком, выкидывают его на улицу и пополняют популяцию бездомных дворняг. Да и те, что родились и выросли на улицах,{{voter}} — потомки животных, выброшенных из дома ранее.
Если люди забывают фразу Экзюпери «мы в ответе за тех, которого приручили», может быть, пора им напомнить об этом принудительно?
Поделиться: