Top.Mail.Ru

На трассе М4 «Дон» торговцы фруктами смеются представителям власти в лицо

Заплатить штраф выгоднее, чем потерять место, где торговля запрещена

На трассе М4 «Дон» по направлению к Краснодарскому краю постоянно работают семь торговых палаток с фруктами, о происхождении которых можно только догадываться. У продавцов нет ни разрешений на торговлю, ни сертификатов на продукцию: дыни, арбузы, персики, овощи, орехи и даже подсолнечное масло.

О том, что на трассе ведётся незаконная торговля, хорошо знают представители власти, сотрудники правоохранительных органов, главы администраций сельских поселений. Однако разогнать торговцев, оккупировавших трассу, не получается. Разбираться с ситуацией 23 июля отправились ростовские журналисты, сотрудники ГИБДД, административной инспекции и отдела организации применения административного законодательства. Инициатором рейда выступил департамент потребительского рынка Ростовской области.

На подъезде к Самарскому посту ДПС к группе присоединился Валерий Треер, глава Самарского сельского поселения. Он пообещал лично показать, где и как ведётся несанкционированная торговля. Но почему-то повёз всю группу не в подведомственное ему поселение, а в соседнее — Задонское.

В рейд вся компания ехала колонной из четырёх машин в сопровождении двух авто ДПС, то есть практически незаметно. С такой маскировкой не заметить нас мог разве что слепой, так что времени разбежаться и предупредить коллег, разместившихся дальше по трассе, у торговцев было предостаточно. Но они, к нашему удивлению, никуда особо не спешили.

Искать торговцев, нарушающих закон, долго не пришлось: на 1110-м километре трассы М4 «Дон» вольготно разместилась торговая палатка. Три продавца гостям не то чтобы обрадовались, но и не сильно огорчились. Как оказалось, платить штраф за несанкционированную торговлю им не впервой, да и штрафы от сотрудников ДПС уже тоже вошли в привычку.

— Мы постоянно выписываем им административные штрафы по статье «Создание умышленных помех дорожному движению, в том числе загрязнение дорожного покрытия», — рассказал старший инспектор ДПС 1-го Донского батальона Денис Садохин. — Вы же видите, что, например, эта палатка располагается прямо на трассе, на полосе разгона. За такое нарушение максимальный штраф для физических лиц — 2 тысячи рублей, а для предпринимателей — 5 тысяч. Продавцы сами говорят, что им выгоднее заплатить штраф, чем свернуть торговлю. Затраты на уплату штрафов вполне окупаются.

Продавцы чувствуют себя вполне уверенно: конфисковать товар у них не могут. Право изымать или уничтожать товары имеют только сотрудники Роспотребнадзора. Но они участвовать в рейде почему-то отказались. Как впрочем, и сотрудники миграционной службы. Хотя, как выяснилось позже, им-то здесь делать и нечего: все торговцы — граждане России.

В этот момент к палатке подъезжают люди на машине в надежде купить фруктов и овощей. Полицейские и сотрудники административной инспекции говорят им, что покупать здесь продукты опасно: нет сертификатов качества. Люди нехотя уезжают.

Чувствующие свою безнаказанность торговцы, смеясь, советуют им подъехать через полчасика.

Кстати, отвечая на вопрос о сертификатах и документах на фрукты и овощи, они говорят, что «на полях никаких документов не дают».

Глава Самарского поселения отчитывает продавцов, но при этом жуёт персик, который только что взял у них с лотка. Появляется и глава Задонского поселения, но и он ничего конкретного сказать не может и также ссылается на отсутствие полномочий.

Сотрудники административной инспекции составляют два протокола, и мы едем дальше.

Там нас ждёт уже настоящая ярмарка. Торговля идёт на широкую ногу и, подъезжая, мы видим, что те самые люди, которых предостерегали от покупки несертифицированной продукции возле предыдущей торговой палатки, с удовольствием покупают целый ящик помидоров. И никакая антисанитария и близость трассы им не страшны. Процедура повторяется: в отношении продавцов составляются протоколы об административном нарушении.

Глава Самарского поселения Валерий Треер, угостившись на этот раз компотом, сообщает, что решение проблемы, кажется, найдено:

— Заместителем главы Азовского района мне дано поручение организовать специальное место для торговцев из Самарского и Задонского поселений. Я взял это на себя. Мы уже выделили участок в отдалении от трассы, на расстоянии 70 метров.

Валерий Треер обещает самолично показать выделенный участок. Тут у журналистов возникает вопрос, почему же глава Самарского поселения первым делом повез участников рейда на соседскую территорию. Управленец честно признаётся, что за то время, пока мы смотрели, как нарушается закон на территории Задонского поселения, на его территории все уже успеют разбежаться.

Наконец мы приезжаем на участок, якобы выделенный для будущей торговли. На месте возникает подозрение, что «выделил» его глава района за полчаса до появления рейда: от трассы тянется небольшой участок, вплотную примыкающий к ней, а вовсе не отдалённый на 70 метров. Сам участок метров 30 в длину, а за ним расстилается огромное подсолнуховое поле. Участок, который уже якобы начали готовить к обустройству будущего рынка, засыпан мусором. Пока ничто даже не намекает на начало каких-либо работ, да и в то, что здесь можно будет соблюсти все требования к торговле, тоже верится с трудом. Однако Валерий Треер обещает, что дней через 20 рынок будет уже тут, а несанкционированную торговлю пресекут. Но при этом денег на устройство рынка у администрации района нет, всё планируется делать за деньги самих предпринимателей.

Остаётся, однако, вопрос: зачем предпринимателям вкладывать в это деньги? Ясно же, что торговцы из фруктовых палаток покидать насиженные места не собираются, о чём заявляют прямо.

Проблема, видимо, в федеральном законодательстве, которое не предусматривает серьёзных наказаний за несанкционированную торговлю. Мизерные штрафы торговцы, видимо, воспринимают как своеобразную и весьма приемлемую арендную плату.

Завершая рейд, все его участники немного взгрустнули, но пообещали вернуться уже с сотрудниками Роспотребнадзора. Лишь бы удалось уговорить их принять участие в рейде.

#