В субботу, 27 августа, в рамках фестиваля Bridge of Arts в Ростове состоялась премьера фильма «Напротив левого берега», снятого горожанами о них самих. Фильм был создан молодыми ростовчанами — участниками национального кинопроекта «Код города» вместе с режиссёром Евгением Григорьевым и сценаристом Марией Зелинской. Авторами стали Дмитрий Цупко, Георгий Обухов, Мария Коренькова, Надежда Хацкевич, Мария Рязанцева, Ольга Бондарева, Алёна Савельева, Алёна Попушенко.
«Напротив левого берега» уже получил гран-при международного кинофестиваля «Золотой абрикос» и премию «Серебряный лучник», но его премьера в Ростове стала для авторов серьёзным экзаменом: узнают ли себя и свой город его жители? Отыскать знакомые места и знакомые лица в кадре пожелали многие — билеты раскупили ещё за неделю до премьеры.
О чём же фильм? О городе и его жителях. Тут и история художника Игоря Мололкина, который работает на Нахичеванском рынке, превращая его стены в яркие картины, развлекая продавцов и посетителей своими яркими перфомансами. У него, как у любого другого творца, есть муза, но довольно необычная — вдохновителем для Мололкина стал грузчик Славик. На рынке есть парк его имени, его лицо запечатлено в картинах, а сам он — главный герой множества видеороликов, в которых играет различные роли. Ростовчане наверняка помнят альтернативную сочинскую Олимпиаду, которая прошла в стенах рынка: Славик и эстафету олимпийского огня провёл, и в соревнованиях по биатлону победил... Зачем это всё художнику? В фильме он говорит о том, что 70% людей каждый день идут на работу без радости, а он превращает трудовые будни в праздник. И по лицам других продавцов рынка становится ясно, что эти двое — художник и его «муза» — делают рутинные будни Нахичеванского рынка ярче и, наверное, счастливее.
Ещё одна история связана с Центральным рынком Ростова. Здесь работает мясником человек, которому было суждено не рубить свиные туши, а играть джаз на тромбоне. Но мечта, обрести которую дано далеко не каждому, предана, и вместо тромбона в руках топор, издающий не мелодичный звуки, а неаппетитный «шмяк»... В конце новеллы музыкант продаёт свой тромбон, окончательно прощаясь с мечтой. А потом крупным планом зрителю показывают лица других продавцов, и хотя об их судьбах ни слова, становится понятно, что у каждого из них тоже когда-то была мечта...
В фильме навсегда запечатлена купальня на Парамоновских складах в том виде, в котором её уже никто никогда не увидит. Уникальное место теперь останется только на этих кадрах, а также в воспоминаниях ростовчан. Удивительно, ведь со времени съёмок фильма не прошло ещё и года, а часть города уже ушла в небытие. В этом ещё одна отличительная особенность Ростова, да и любого другого большого и немолодого города — каждый день его частички разрушаются, оставаясь лишь в воспоминаниях, а на их месте появляются новые, чтобы спустя годы также кануть в Лету.
Во время просмотра многие зрители наверняка задались вопросом: что это за бегущая девушка в костюме феи периодически появляется в кадре? Она просто бежит, бежит, бежит — куда, зачем? Оказывается, это Мира, покинувшая Ростов после разрыва с любимым человеком и теперь бегущая от себя, подсевшая «на иглу путешествий», сменившая за два года десятки стран. По крайней мере, так думает режиссёр. Сама же Мира говорит, что бежит не для того, чтобы убежать от себя, нет — смысл бега в самом беге. Она просто нашла счастье в путешествиях. И тут режиссёр новеллы разражается смехом: я тут анализировала, а она просто бежит! И голос за кадром неуверенно говорит: а может, можно просто жить, не анализируя?
И раздаётся новый взрыв смеха: а ведь это отличная идея — просто жить! Просто жить ради удовольствия и поменьше заниматься самоедством и самокопанием. Оказывается, так просто! Эта новелла, сложившаяся из постановочных съёмок и из закадрового интервью с автором и героем, очень показательна: ведь как часто в авторском кино ищут потаённые смыслы. И ведь находят их массу. Но иногда бег — это просто бег ради удовольствия.
«Напротив левого берега» рассказывает также историю Хламщика, который собирает осколки прошлого и создаёт из них что-то новое и прекрасное, занимается ревитализацией — в его чутких руках старый лопнувший барабан превращается в клетку для птицы.
Зрителю рассказывают о пожарном, который в свободное от огнеборства время профессионально занимается танцами, и кадры тушения загоревшейся бытовки перемежаются страстным танцем с партнёршей в огненно-красном платье...
Фильм рассказывает и о неявных достопримечательностях Ростова. Например, проходя мимо неприметного дома на Профсоюзной, мало кто знает, что идёт мимо дома-гиганта, образчика конструктивизма. Герой новеллы, он же её режиссёр, обходит квартиры дома, в котором живёт всю свою жизнь, звонит в двери и говорит «Здравствуйте, я Дима из 83-й квартиры. Вы меня помните?» И оказывается, что никто его не помнит, никто не знает своих соседей в этом доме, построенном в 1920-30-х годах, чтобы объединить людей единым бытом, чтобы создать для них единое жилое пространство, где есть всё — и магазины, и ясли, и детский сад, где можно не только жить, но и дружить семьями, проводить общий досуг... Теперь же жильцов не удаётся даже собрать для общего фото...
Объединяющей для всех новелл стала история Ольги, которая гуляет по Ростову с видеокамерой в поисках героя для своего документального фильма. «А вы могли бы быть героем?» — спрашивает девушка ростовчан. Кто-то проходит мимо, кто-то шутит, кто-то готов быть героем, но «через 15 минут» потому как очень занят. Некоторые прохожие делятся историями из жизни: тут и филологическая дева, и Дункан Маклауд — электромонтёр, и журналист, признающийся в том, что он готов быть только антигероем. В финале Ольга наводит объектив на зрителя и задаёт всё тот же вопрос: «А вы могли бы быть героем?» И в этот момент понимаешь, что все зрители, все, кто мелькнул на экране, все ростовчане и так вольно или невольно стали героями этого фильма, в котором Ростов предстаёт таким, какой он есть, — ярким, эмоциональным, противоречивым, сумбурным, забавным и одновременно немного грустным.
Прекрасны в фильме и эпизодические персонажи, которые запоминаются, мелькнув лишь на миг: музыкант с особой харизмой, играющий в военном оркестре в День Победы, рабочий, красящий забор, пожилой мужчина в надувном бассейне... Или же Николай Александрович, который за долгие годы жизни пришёл к выводу, что лучше всего работать и общаться с козлом... Отдельно стоит отметить прекрасные съёмки Ростова — дневного, ночного, закатного и рассветного...
Возможно, фильм оставил у кого-то из зрителей неоднозначное впечатление, кто-то, возможно, нашёл недостатки в сюжетах. Но команде, работавшей над фильмом, удалось главное — создать фильм, объединивший всех жителей города. Каждый увидел на экране любимого человека, друга, соседа или, может, случайного знакомого, а может, и себя, мелькнувшего в толпе.
Увидел свой дом, улицу, или знаковое для себя место. Увидел со стороны свой город и ещё раз осознал, что, несмотря на все неурядицы, пробки, грязь, обветшалость или же наоборот, неуместную стеклянность новоделов, он любит свой город. Все зрители в зале, пусть только на полтора часа, ощутили вдруг свою сопричастность и объединяющее начало — все они ростовчане. И только из-за этого можно сказать, что фильм «Напротив левого берега» — это главное событие года в Ростове.
Поделиться: