Глава Ростова Зинаида Неярохина рассказала редактору donnews.ru Марине Поюровой о первых днях работы в новом статусе и о своих ожиданиях, связанных с новым главой администрации города.
— Зинаида Васильевна, как изменилась ваша жизнь со сменой статуса?
— Жизнь стала ещё более занятой. Я буквально два дня в должности и уже почувствовала, что нагрузка колоссальная. Это связано ещё и с тем, что приходится перестраивать работу системы органов местного самоуправления чуть-чуть на другой лад. За двадцать лет работы в рамках федерального закона № 131 в городе сложилась система власти. Она сейчас не очень-то и сломана: есть исполнительная власть, представительный орган. На первый взгляд, отношения вроде и не нарушились, но сами связи, конечно, стали другими. Если глава Ростова становится ещё и председателем Думы, то он смотрит на ситуацию с позиции председателя и депутатов, каждый из которых отвечает за отдельно взятый избирательный округ. Самое главное — совместить единую цель с решением проблем в отдельно взятых районах.
Кроме того, появилось очень много правоустанавливающей работы: в трёхмесячный срок мы должны привести в соответствие с Уставом все нормативные акты, которые принимались в течение двадцати лет. Сейчас над этим работает целая группа сотрудников.
И не забывайте, что на нас, помимо этого, ложатся текущие вопросы. Ведь никто не отменял пуск тепла в дома, уборку улиц...
— А зарплата увеличится вместе с объёмом работы?
— Нет, какая была, такая и осталась.
— Когда вы принимали решение избираться главой города, у вас наверняка были аргументы за и против. Что стало решающим?
— Я двадцать лет проработала вместе с Михаилом Анатольевичем Чернышёвым. Мы работали в тандеме. И вот один человек уходит — и меняется вся система взаимоотношений...
— Вы побоялись бросить город, оставить его без руководства?
— Можно сказать и так. У нашей Думы полномочия истекают через год, даже раньше. Мы бы могли поработать по старой системе с исполняющим обязанности главы администрации — мэром. Переход был бы более плавным, и опасений, что будут какие-то сложности при переходе на новую систему власти, было бы меньше. Но, увы, законодатели решили по-другому.
— Как, по-вашему, развивается Ростов? Бытует мнение, что Ростов, будучи столицей ЮФО, всё же проигрывает Краснодару.
— Нет, это совсем не так, вы что-то путаете. Я бы не сказала, что мы отстали. Ростов опережает Краснодар в обеспечении социальными объектами, теми же детскими садиками: у них очередь — 12000 мест, а у нас на сегодня 3700. Ростов, на мой взгляд, красивее, и архитектура у нас лучше. В центральной части города мы навели порядок, есть красивые цветочные решения… Нет, тут я с вами не согласна. Мы видим, как развивается город, что в нём хорошо, где есть недостатки. А жителям кажется, что власти сидят в креслах и не знают проблем города. Это конечно, неправда, мы город знаем, с людьми встречаемся, устраняем те недостатки, на которые жалуются люди.
— А что вам бы хотелось в городе исправить или улучшить?
— Мне не нравится, что центральные магистрали мы привели в порядок, а некоторые дворы и второстепенные улицы чистотой не блещут. Но чистота зависит и от самих жителей. Причём здесь власть, если с десятого этажа люди бросают окурки и бутылки?
Город должен стать чище, но надо понимать, что обеспеченность финансами для уборки улиц у нас где-то 60%. На большее просто денег нет. Поэтому мы как жители должны сами быть аккуратнее и участвовать в уборке хотя бы своих дворов.
— Грязные улицы — это единственное, что хотелось бы исправить?
— Ну что вы, нет, конечно. Посмотрите, сколько у нас ещё грунтовых дорог! Есть территории в городе, которые до сих пор не газифицированы, не канализованы. Это тоже проблема. Да и везде — в образовании, здравоохранении, ЖКХ, строительстве — есть над чем работать.
— Позвольте вернуться к процедуре избрания главы города. Когда вас выбирали, вообще не было альтернативы и борьбы. Даже намёка на конкуренцию. Какая-то апатия со стороны депутатского корпуса. Как вы восприняли такую атмосферу выборов?
— Никакой апатии не было. Во-первых, срок полномочий Думы — пять лет. Четыре года назад эти же депутаты тайным голосованием избрали меня председателем на срок полномочий Думы, то есть до октября 2015 года. На ходу, в соответствии с федеральным и областным законодательством, поменялись правила игры — теперь председатель Думы становится и главой города, но ведь и Дума, и я — мы всё те же. Вот почему процедура избрания председателя — главы города прошла спокойно. Вот будем избираться в сентябре 2015-го — будет и борьба, и страсти, и новая расстановка сил.
— А вы планируете избираться на следующих выборах?
— Пока ещё не знаю, не решила.
— Вы сказали, что борьба за место в Думе будет нешуточная.
— Это связано с тем, что статус Думы резко повысился. Появились новые обязанности, но и полномочий очень добавилось. И от Думы будет много чего зависеть, в том числе и назначение на должность главы администрации. Да, там комиссия решает, кого представить, но избирают в итоге депутаты. Кроме того, повышается статус председателя Гордумы — он теперь является главным должностным лицом муниципального образования, и за эту должность будет жёсткая конкуренция. Ко мне уже сейчас подходят люди, которые собираются избираться депутатами.
— Бизнесмены?
— Не только. Есть и те, кто когда-то работал в сфере управления, на государственных должностях...
— На ваш взгляд, Россия — демократическая страна?
— Конечно! (С удивлением. — Прим. авт.) Если вы внимательно посмотрите, то наша страна гораздо более демократическая, чем например, США.
— В любой демократической стране одним из столпов является сильное гражданское общество, которое обеспечивает некий общественный контроль над властью. Есть ли, на ваш взгляд, в Ростове гражданское общество?
— Разумеется, есть. У нас уже 15 лет действует городской консультативный совет общественных объединений и органов местного самоуправления. Состоит из 7 палат, которые объединяют около 200 общественных организаций. Там и все политические партии, и национально-культурные общества, и женские организации, и молодёжь. Что самое главное, власть отсюда получает массу стоящих предложений, часто и критических. Это как раз и есть система обратной связи с населением. И построена она на высоком уровне, я вас уверяю.
— Вы сожалеете об уходе Михаила Анатольевича с должности мэра?
— Конечно. Михаил Анатольевич — управленец высокого класса. Он досконально знает город и все его болевые точки. И потом, это талантливый инженер, что помогало быстро разбираться в проблемах городского хозяйства и решать их. Именно такой мэр и был нужен Ростову.
— Ни для кого не секрет, что главой администрации Ростова также единогласно выберут вице-губернатора Сергея Горбаня.
— Пока ещё ни одного заявления на конкурс подано не было.
— Мы же понимаем, что это формальность. Вопрос о другом: предвидите ли вы какие-то проблемы в связи с его назначением?
— У нас с Сергеем Ивановичем как с куратором Ростова сложились давние рабочие отношения. Мы видим, что он быстро реагирует и решает вопросы. Если будет он, то уровень получится высокий. Ну где ещё вице-губернатор приходит и после таких прокруток становится главой администрации города-миллионника? {{voter}}
— Вы оба сильные личности. Наверняка вам будет непросто ужиться…
— Закон разграничил полномочия. Всё будет делаться в рамках закона. Разберёмся. Я уверена, что никаких конфликтов не будет.
— Какие ожидания вы связываете с новым главой администрации?
— От будущего главы администрации я жду новых идей, а главное — их обязательного воплощения в жизнь.
Поделиться: