После трагедии в Казани, где в результате стрельбы в гимназии погибли 10 человек, политики и общественные деятели выступили с рядом инициатив, которые, по их мнению, помогут предотвратить подобные трагедии в будущем. Журналист donnews.ru обсудил с психиатром, главным врачом лечебно-реабилитационного научного центра «Феникс» Ольгой Бухановской, какие из предложенных мер необходимы, какие работать не будут и есть ли вообще способы обезопасить общество от подобных трагедий.
Инициатива: усилить контроль за рекламой видеоигр и доступу к ним детей и подростков
— В играх должны быть возрастные ограничения. Есть исследования, которые доказывают, что жестокие игры, где убивают людей, повышают уровень агрессии, злобы. Доступ к ним должен быть у людей старше 30 лет. Но, на мой взгляд, это не первый законодательный акт, который должен быть принят после произошедшей трагедии. Игры — это не причина повышения агрессии, а лишь маленький толчок в её сторону.
Инициатива: ужесточить правила выдачи лицензий на оружие
— Я за то, чтобы повысить минимальный возраст владения оружием до 25 лет. Я созвонилась со своими родственниками из Америки, и они мне рассказали, кто у них может получить оружие. Так, человек не должен злоупотреблять алкоголем, не должен был ложиться в психбольницу более чем 30 дней. Запрет на получение оружия у них распространяется и на людей, осуждённых за средние и тяжкие уголовные преступления.
Как врач я объясню, почему стоит поднимать возраст до 25 лет. В подростковом периоде часто начинаются психические заболевания. Сейчас сложно диагностировать проблему, так как у нас стёрты рамки между нормой и патологией, а некоторые отклонения признают нормой. Поэтому если мы поднимем планку до 25 лет, есть большая вероятность, что болезнь, которая возникла у подростка, проявится до этого возраста, и её выявят.
Важно и то, что подростки, юноши инфантильны: они рано созревают телом, но социально-психологические признаки у них не дозревают.
Инициатива: усилить систему охраны школ — в каждом образовательном учреждении, помимо сотрудника ЧОПа должен дежурить боец Росгвардии
— Это немного не моя сфера, но выскажу свою точку зрения. Охранять школы Росгвардия может, но за счёт государства. Директора школ должны быть освобождены от этой головной боли.
Инициатива: пересмотреть работу психологов в школах и увеличить их штат
— Честно скажу, но меня от этой фразы {психолог в школе. — Donnews.ru} уже выворачивает. Достаточно просто посмотреть на их уровень образования, знаний. Есть очень хорошие специалисты, но есть и абсолютно безграмотные, формальные. Надо, чтобы учителя и родители понимали, как протекают психические заболевания, с чего они начинаются и когда надо вовремя обращаться к психологам.
Что же тогда нужно делать?
1. Улучшать сферу психиатрии и просвещать людей
— Оглядываясь на все вышеперечисленные инициативы, хочу сказать, что политики мыслят очень мелко. Нам всем нужно понять, откуда «растут ноги», понять причины и разбирать отдельно каждый конкретный случай. Предполагаю, что у этого мальчика {19-летний Ильназ Галявиев — Donnews.ru} есть психическое расстройство. С такими пациентами мы работаем, и их достаточно много. Не каждый второй, но такие пациенты есть, и они будут всегда. Мы никогда не уйдём от рисков, но можно их хотя бы минимизировать. Надо понимать, какое это заболевание, а чтобы лучше в этом разбираться, нужно улучшать сферу психиатрии, диагностики. И просвещать людей не только о геморрое, но и в области психологии, психиатрии и наркологии.
2. Запретить информацию о массовых убийствах по телевидению и интернету
— Зачем мне знать, что в штате Техас кто-то массово убил? Нас научили этому. У нас никогда такого не было. Нам начали показывать массовые убийства с какого-то времени, я давно говорила, что нам это аукнется. Есть даже такой феномен «научение». Я не предлагаю замалчивать, но, например, в Израиле информируют об этом деликатно — через сострадание к жертвам, формируя всеобщее милосердие. Никаких фамилий, кто совершил и как.
3. Изменить закон об оружии
— На мой взгляд, должна быть единая организация, которая проверяет человека перед тем, как он получит лицензию: судим он или нет, платит ли штрафы? Нужно поговорить с соседями, родственниками, то есть получить объективные сведения о поведении человека. Сейчас психиатры, не владея этой информацией, выдают справку за один день. Такого быть не должно.
4. Контролировать соцсети
— Если кто-то написал, например, в фейсбуке, что недоволен властью, то его сразу привлекают к уголовной ответственности. А в нашем случае парень написал, что он «бог и хочет всех уничтожить», и никто не бил во все колокола. Куда все службы смотрели? Должна быть проверка контекста. Даже такие сообщения — уже основание для проверки полицией и, возможно, недобровольного освидетельствования у психиатра.
Поделиться: