Министерство имущественных и земельных отношений Ростовской области на сайте регионального правительства опубликовало документ, согласно которому планируется передать часть Старочеркасского музея-заповедника в собственность религиозной организации «Ростовская-на-Дону епархия Русской православной церкви». Согласно документу, должны быть подготовлены предложения по передаче четырёх нежилых помещений, в числе которых дворец атаманов Ефремовых и атаманская кухня.
Событие вызвало неоднозначную реакцию. По словам председателя ростовского подразделения Всероссийского отделения охраны памятников и культуры Александра Кожина, инициативная группа казаков, участвующих в организации фольклорных праздников, которыми так славится станица, собрали подписи против передачи части музея церкви.
— Во время фольклорного праздника казак Александр Прошкин выступил со сцены против передачи, после чего было собрано порядка 250 подписей. Казаки рассказали, что ранее праздники в станице проводились на Ефремовском подворье, но в последнее время проводить их там церковь запретила. Теперь для проведения мероприятий приходится искать другие площадки, — рассказал Кожин.
Он также поведал, что это не первая попытка епархии забрать здания у музейного комплекса. В 2010 году музей уже передал церкви 12 объектов, в частности Воскресенский Войсковой собор, Домовую церковь, Преображенскую ратницкую церковь. Эти объекты действительно культовые и подпадают под действие закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», то есть должны быть возвращены РПЦ.
Но пикантность в том, что в числе прочих сооружений епархия получила дом торговых казаков Жученковых, который к культовым сооружениям никогда не относился.
— Когда в 2004 году создавался монастырь, они попросились перезимовать в этом здании, да так и остались, и потихоньку прихватывают себе здания помаленьку, — рассказал Александр Кожин. — Теперь епархия хочет получить самый эффектный кусок заповедника. Как говорят в правительстве области, у них нет установки бороться с притязаниями церкви на объекты истории и культуры. Только если президент России вдруг не поладит с патриархом, такие действия церкви могут быть пресечены.
По словам Александра Кожина, в 2012 году должно было состояться выездное правительственное заседание в Старочеркасской, на котором предлагалось обсудить разграничение собственности на историческую территорию. Жители станицы cобирались прийти туда и высказать своё мнение. Но в последний момент совещание было решено провести в Ростове, в здании правительства. Тогда Кожин высказал предложение, которое всерьёз никто не воспринял:
— Я сказал, что если мы должны передавать церкви бывшие когда-то в её ведении здания и земли, то неплохо бы вести реестр земель, которые она уже получила из числа тех, что к религии никогда никакого отношения не имели. Например, большой участок возле 20-й больницы, в парке 8 Марта, во 2-м посёлке Орджоникидзе, посёлке Чкалова... Если бы был такой реестр, мы бы могли как-то оспаривать притязания церкви. Однако предложение принято не было.
Ситуацию с передачей части Старочеркасского музея-заповедника на пресс-конференции 7 октября прокомментировал сам митрополит Меркурий.
«По завещанию семьи Ефремовых все здания их имения были переданы церкви в синодальный период. И всё имение, по их желанию и воле, стало женским девичьим монастырём, а уже позднее музеем. У меня нет информации, и этой информации не существует в принципе, о том, что Старочеркасский музей закрывается и его выгоняют. Надо быть безголовым, безмозглым человеком, чтобы говорить о том, чтобы закрыть музей в Старочеркасске. Сталкивать церковь и музейное сообщество я считаю неправильным. Никакой почвы для этого нет», — цитирует митрополита РБК.
Стоит отметить, что спорные имущественные вопросы у Меркурия всегда вызывают раздражение. Так, например, происходит, когда речь идёт о передаче епархии Ростовского театра кукол. Митрополит ссылается на 327-й закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», принятый Госдумой в 2010 году, и на тот факт, что здание театра стоит на фундаменте бывшей греческой церкви.
И хотя за деньги Ивана Саввиди новую греческую церковь уже отстроили возле Публичной библиотеки, притязаниям на здание Меркурий находит объяснение:
— Вопрос не только в том, что это здание церкви, — заявил митрополит в апреле текущего года. — Нельзя воспитывать детей духовно и нравственно, устраивая в церкви кукольные или иные представления. Потому что это заведомая ложь.
Он также подчеркнул, что основной интерес возвращения здания для епархии в том, чтобы после переезда кукольного театра в этом помещении не открылась сауна или ночной клуб. Церковное здание должно вернуться в собственность церкви.
Во дворце Ефремовых нет ни сауны, ни ночного клуба, но епархия всё равно хочет прибрать его к рукам. Притом что это здание — одно из ключевых в музейном комплексе.
Журналист donnews.ru связался с директором Старочеркасского музея-заповедника Натальей Шихалёвой, чтобы узнать её позицию по поводу возможной передачи значимой части комплекса в собственность РПЦ.
— О притязаниях мы знали и раньше, епархия их не скрывала. Нас беспокоит, что по закону, если для этого найдутся основания, объекты так или иначе будут переданы. Но решение ещё не принято, будет заседание комиссии, которая обсудит этот вопрос.
По словам Натальи Шихалёвой, по закону музею будут должны предоставить равноценные по площади помещения. Процесс оформления передачи займёт порядка шести лет, так что за этот период должны отстроить подходящие площади. Но, конечно, ценность зданий, на которые претендует епархия, вовсе не в количестве квадратных метров.
— Это уникальные здания 18-го века. Дворец с тех пор не перестраивался, да и кухня прекрасно сохранилась. Во дворце располагается основная часть экспозиции и многие туристы едут к нам, чтобы осмотреть именно его. Кроме того, ни дворец, ни кухня не входили в монастырский комплекс. Мы работали с документами в архивах и не нашли никаких документов, подтверждающих, что Ефремовы передали эти здания церкви. Таких документов просто не существует, — отметила Шихалёва.
Наталья Шихалёва рассказала подробности о доме Жученковых: оказывается, епархия всё-таки смогла доказать, что в нём проводились религиозные обряды, на этом основании здание и было передано церкви. Директор музея-заповедника надеется, что в случае с дворцом атаманов Ефремовых и атаманской кухней этого не произойдёт.
— Пока есть предварительное соглашение о том, что музей и епархия будут совместно пользоваться этими зданиями. Но сегодня собственник может говорить одно, завтра — другое. Ежегодно музей посещают более ста тысяч человек, нас знают по всей России и за рубежом. Епархия может посчитать, что массовое посещение дворца слишком шумное и его строит ограничить. Между тем дворец исторический, ему порядка 270 лет, он пропитан неповторимым колоритом, который так ценят те, кто интересуется культурой и историей казачества. Эти здания находятся в оперативном управлении музея уже 45 лет, и все эти годы мы проводим большую работу по их сохранению, развитию. В станице появляется инфраструктура — и новый водопровод, и дороги, и транспортная доступность... Музей должен постоянно развиваться, необходимо построить новое фондохранилище, экспозиционные залы.
Наталья Шихалёва говорит, что Старочеркасский музей-заповедник востребован, что люди с удовольствием посещают его, особенно по праздникам. Например, на Масленицу было более 30 тысяч гостей. Сотрудники музея устраивают различные интерактивные программы для посетителей, 80% из которых — дети.
— Проводимые в станице праздники и представления с демонстрацией старинных обрядов могут помешать церкви. Играет громкая музыка, дети бегают, смеются и шумят... Во всём этом мы можем быть ограничены, а многие люди и едут в Старочеркасскую за ощущением праздника, веселья... Кроме того, к нам едут люди разных конфессий, не все их них посещают церкви, но в музее мы принимаем всех, кому интересна казачья культура.
Ограничение посещения части музейного комплекса или запрет на проведение шумных мероприятий может пагубно сказаться на посещаемости станицы. А ведь музей-заповедник для Старочеркасской, можно сказать, градообразующее предприятие. Из 86 сотрудников музея большинство — жители Старочеркасской. Кроме того, многие станичники зарабатывают торговлей сувенирами или работают в местных кафе, и их прибыль зависит от турпотока.{{voter}}
— Сложившаяся ситуация для всех нас — это больно и неприятно. Мы надеемся, что если здания всё-таки передадут, то никто нас отсюда не выставит. Но решение ещё окончательно не принято, и мы надеемся, что здравый смысл всё-таки возобладает.
Добавить к словам Натальи Шихалёвой нечего. Журналист donnews.ru тоже будет надеяться на победу здравого смысла.
Поделиться: