Эксперты Центра изучения национальных конфликтов (ЦИНК) и «Клуба Регионов» составили рейтинг межэтнической напряжённости в регионах России. Исследование проводилось с сентября прошлого года по март нынешнего.
Все российские регионы эксперты поделили на 5 групп: с очень высокой межэтнической напряжённостью, высокой напряжённостью, средней, низкой и очень низкой напряжённостью.
Ростовская область оказалась во второй группе. Эксперты подчеркнули, что межнациональная ситуация в регионе во многом похожа на ситуацию в соседнем Ставрополье и Краснодарском крае. Большинство конфликтных действий направлено против выходцев с Кавказа (турок-месхетинцев, дагестанцев, черкесов) и носит ненасильственный характер. Это, к примеру, преступления против собственности, раздача ксенофобских листовок, массовые мероприятия.
В большинстве конфликтных ситуаций участвуют организованные группы: этнические организованные преступные группировки (ОПГ), фанатские группировки, общественные объединения. Во многие конфликты традиционно вовлечены представители армянской диаспоры и казаки, подчёркивают исследователи.
Среди последних значимых межэтнических конфликтов в Ростовской области эксперты отметили: оправдание экс-вице-мэра Новочеркасска Владислава Журавлёва за выступление на казачьем сходе в июне 2010 года; публикацию резонансной статьи о «беспределе», творимом так называемой «армянской ОПГ» (в частности, в статье говорилось об изнасилованиях и избиениях при попустительстве полиции, об организованно выезжающих автобусах с «бойцами» данной ОПГ и т. д.).
Кроме того, эксперты ЦИНКа упомянули: передачу в суд уголовного дела в отношении шести скинхедов, убивших в 2012 году турка-месхетинца; сожжение за ночь нескольких автомобилей с номерами Дагестана и Карачаево-Черкесии; срыв казаками показа хиджабов на неделе моды; конфликт между «Сутью времени» и местной армянской общиной, попросившей администрацию заменить памятник Марксу памятником Екатерине II и переименовать район в «Нахичеваньский».
— Основным фактором напряжённости в Ростовской области является абсолютно неконтролируемая миграция народов с Северного Кавказа. Многие выходцы с Северного Кавказа занимаются сельским хозяйством — у нас даже есть сельские поселения, на 70-80% представленные нетрадиционными народами Ростовской области. Программы ассимиляции выходцев с Северного Кавказа слабы, — заявил экспертам кандидат политических наук, доцент кафедры конфликтологии факультета социологии и политологии ЮФУ Дмитрий Абросимов. — Это приводит к всплескам конфликтов, не имеющих изначально национального основания, но при эскалации переходящих в межнациональное состояние. Классический пример — драка между молодыми людьми, спровоцированная на бытовой почве. У нас всплески, подобные пугачёвским, случались в прошлом году на севере и востоке области, проходили митинги, выступления. Вопрос в том, будет ли это кем-то использоваться в своих политических целях. Но предугадать этого мы не можем.
Помимо Ростовской области, в группу с высокой напряжённостью вошли Краснодарский край, Астраханская, Московская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Челябинская области и Ханты-Мансийский автономный округ.
Самая напряжённая ситуация сложилась в Дагестане, Москве, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае и Татарстане.
В третью группу, где зафиксированы массовые ненасильственные действия, вошли 13 регионов.
Единичные, не связанные друг с другом конфликты, по словам экспертов, произошли за исследуемый период в 25 регионах страны. Их определили в четвёртую группу — с низкой напряжённостью. А отсутствие доказанного насилия по этническому признаку было отмечено в 31 субъекте страны.
Изучив конфликты в российских регионах, эксперты пришли к выводу, что в России повторяется общемировой тренд: бедный аграрный Юг демографически давит на индустриальный и более богатый Север. Более того, всё чаще этнически окрашенными становятся конфликты, причины которых следует искать не только в межнациональной, но и в социально-экономической и политической сферах.
Если эффективность государственной национальной политики останется на столь же низком уровне, межэтническая напряжённость в обществе будет расти, а география конфликтов — расширяться, прогнозируют эксперты.
Поделиться: