Современный зритель привык, что происходящее на сцене бьет по нервам... Бесятся прожекторы, динамики укладывают слушающих наповал... Заголяются если не все тела, то уж их отдельные части обязательно...
Но эта премьера в драматическом театре Новошахтинска «Шукшин Рассказы» (режиссер Игорь Черкашин) для других зрителей.
К сожалению, люди давно уже отвыкли от тихого театра: там, где нужно вслушиваться в каждое слово, а уж затаить дыхание в паузах – обязательно. Там, где настоящее – между словами, а сюжет не Бог весть какой. Там, где главное – и что, и как.
Вот такой театр существует в Новошахтинске. Да он и «заложен» был таким его художественным руководителем Светланой Соповой. Она искала и находила единомышленников. Таким оказался режиссер из Башкирии Игорь Черкашин. Ростовчане помнят его блестящую постановку в ростовском молодежном театре «Очень простой истории».
Сценарий режиссер написал сам. Театры уже стали подзабывать такого замечательного автора, как Василий Шукшин: если и ставят, так эффектную сказку «До третьих петухов». А ведь ни один актер, обучаясь в театральном вузе, не проходил мимо его рассказов: уж очень колоритны и ярко выписаны Василием Макаровичем характеры его «чудиков».
Только оказались они непривязанными к 1960-ым или 1970-ым, оказались вневременными истинно русскими характерами, в которых светлые стороны непременно побеждают извечные национальные пороки.
Спектакль построен по принципу античной трагедии: есть главный герой, остальные персонажи выходят из «хора», который и сопровождает своими комментариями (то есть текстом шукшинского рассказа) все действие. И настолько органично все это происходит на небольшой уютной новошахтинской сцене, что дух захватывает.
Режиссер Черкашин славится тем, что умеет работать с актерами. Под этим подразумевается «раскопать» в актерских душах и «физике» нечто такое, о чем их владелец едва ли догадывался. Но речь не о кульбитах где-то под куполами или разрывании тельняшки на груди. Речь о некоем истинном в человеке, из-за чего замирает сердце и слезы выступают на глазах. Из-за этого и ездит за 80 километров на репетиции, а потом и на спектакли в этот театра заслуженный артист России Николай Ханжаров. Ну, как же близок любому русскому мужику его Сергей, купивший жене сапожки, стоившие всю наличность в кармане, с его изумлением злости продавщицы и грубоватую, немножко неловкую, но такую настоящую любовь к жене. А Андрей с его микроскопом, открывший для себя неизвестный ранее мир, просветлен до трехмесячной трезвости.
Но, да простит заслуженный артист, дело даже не в нем, в а том, как единым ансамблем существуют на сцене все 12 артистов, занятые в спектакле. То есть, кто из них заслуженный, а кто – нет, не принципиально. Та же Ольга Клименко в роли Матери в эпизоде «Вянет, пропадает» естественна как дыхание. Но возьмите весь хор: там нет персонажей, которые просто сидят и смотрят на происходящее. Все сопереживают! И эта истинная жизнь человеческого духа так захватывает, что забываешь о времени и пространстве.
Сценография спектакля – прекрасная иллюстрация того, как из малого можно сделать великое. Ну, как, казалось бы, на сцене показать, как мужик, зацепив тросами тракторов, сваливает церковь? А деревенская церквушка на сцене - две ободранные доски с проступающими ликами святых да сноп сена над ними. И вот этот сноп заваливается – медленно и страшно, доски успевают унести женщины. Но потом, в конце эпизода, взмывает на руках всех персонажей, говоря о вечности духовных ценностей. Художник спектакля Юрий Сопов.
Как сказал после спектакля один человек, в свое время засветившийся на ростовских политическом и бизнес-небосклонах: «Если бы мне сказали, что я поеду АВТОБУСОМ в Новошахтинск смотреть спектакль, я бы никогда не поверил. Но я присутствовал на СОБЫТИИ!»
Как тут не вспомнить 70-е, когда питерцы ездили на премьеры в Москву, а москвичи, скажем. – в тот же большой драматический театр в Санкт-Петербурге?! География театрального пространства Ростовской области становится более чем интересной. И новому министру культуры это нужно знать.
Поделиться: