Какова реальная ситуация с пневмонией и свиным гриппом в Ростовской области? Сколько людей скончалось? Куда делись лекарства из аптек? Что делать, если в поликлинике отказываются прислать врача на дом? На эти и другие вопросы в интервью donnews.ru ответила министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская.
— Татьяна Юрьевна, по официальным данным умерли всего 9 человек. Тем временем читатели donnews.ru ежедневно сообщают о смерти знакомых или родных. Закономерен вопрос о корректности официальной информации.
— Мы не скрываем информацию и предоставляем её ежедневно. Но очевидно, что идёт путаница. Действительно, по данным на 27 января в Ростовской области умерли 9 человек от пневмонии, вызванной вирусом А(Н1N1), но помимо них от пневмонии умерли ещё 67 человек.
— Насколько нынешняя ситуация катастрофична по сравнению с предыдущими годами?
— Слово «катастрофична» неуместно. От пневмонии люди умирают ежегодно, и, к сожалению, пока нет универсального лекарства, которое победило бы этот недуг. Давайте обратимся к цифрам. В 2015 году в Ростовской области от пневмонии умерли 695 человек, в 2014 году — 718 человек. Получается, что в среднем от пневмонии умирает 58 человек в месяц. Летальность от пневмонии стабильно составляет 3,1-3,6% от числа заболевших. Но пневмония — сезонное заболевание, её пик приходится на осенне-зимний период. Исходя из этого, мы понимаем, что уровень заболеваемости и смертности этого года не превышает прошлогодние показатели. Отличительная особенность — это вирус А(Н1N1). Но и тут не всё так страшно. В 2009 году, когда мы впервые столкнулись со штаммом этого вируса, превышение эпидпорога составляло 300%! А в Миллерове, например, и вовсе 350%! На данный момент ни в одном из городов и районов области эпидпорог не превышает 100%. При этом хочу отметить, что через две недели мы достигнем пикового порога.
— В сводках минздрава звучит словосочетание «внебольничная пневмония». В чём её отличие от больничной?
— Мы действительно различаем больничную и внебольничную пневмонию. Больничная образуется у больных, которые долго находятся в лежачем положении, и у них возникает застой в лёгких. Чтобы избежать больничной пневмонии, мы рекомендуем быстрее поднимать больных при инсульте, например.
Другое дело внебольничная пневмония. Смерть от внебольничной пневмонии всегда возникает в результате осложнений. Умирают чаще всего люди, имеющие хронические заболевания: астму, сахарный диабет и др. Самое главное — вовремя обратиться к врачу.
— Но с этим-то и главная проблема: дозвониться в больницу практически невозможно, дождаться скорую помощь ещё сложней.
— Действительно, нагрузка на медперсонал сейчас огромная. Вторую неделю с нами работают 100 интернов и ординаторов из мединститута. Но, несмотря на сложности, мы не вправе оставить без внимания ни одного пациента.
— Что делать, если при попытке вызвать скорую помощь на другом конце провода отвечают, что все бригады задействованы и никто выехать не может? Или в поликлинике при попытке вызвать врача на дом предлагают самому прийти на приём?
— Нельзя людей с температурой приглашать на приём. Если подобное случается, необходимо звонить в городское управление здравоохранения либо писать жалобу на сайт администрации города, либо на сайт министерства здравоохранения Ростовской области. Каждая жалоба проверяется. При этом важно указать свои фамилию, имя, отчество, время обращения, название медицинского учреждения и номер телефона, по которому обращались. Поскольку все телефонные разговоры диспетчеров скорой помощи записываются автоматически, у нас есть возможность проверить обоснованность любой жалобы.
Но ситуация действительно такова, что не стоит ожидать скорую или врача на дом в течение 20 минут.
— Хорошо, если помощь медиков надо ждать несколько часов, а самочувствие тяжёлое, что делать?
— Если температура поднялась выше 38 ºС, её надо сбивать. Самое простое — уксусные обтирания. Больше пить жидкости. Можно принять противовирусные препараты. Обязательно проветривать комнату.
— А что с лекарствами? Почему из аптек исчезли маски и противовирусные препараты?
— Потому что началась паника и люди скупили всё что было. Аптеки не успевали завозить препараты — их тут же сметали с полок. Только одна цифра: в пятницу Ростовоблфармацея завезла препаратов на 6 млн рублей, а ко вторнику их уже скупили. И это только одна аптечная сеть! Я думаю, что сейчас на руках у населения столько лекарств, что можно вылечить три Ростовские области. И тем не менее мы отслеживаем наличие противовирусных и противогриппозных препаратов в аптеках. Только сегодня, 27 января, по поручению губернатора мы проверили в Ростове 117 аптек. Ситуация такая: кагоцел есть в 94% аптек, ингавирин и арбидол — примерно в 70% аптек, гриппферон и одноразовые маски — в 60% аптек, тамифлю — в 32% аптек, оксолиновая мазь — в 20% аптек.
Но, опять же, оксолиновая мазь — не панацея. С таким же успехом можно капать в нос аквамарис или самим приготовить солевой раствор и промывать им нос перед выходом из дома и по возвращении домой.
— Вчера произошёл очень печальный инцидент: в приёмном отделении 4-й горбольницы Ростова умер 34-летний мужчина, которого привезли по скорой. Как такое могло случиться?
— Мы проверили все обстоятельства происшествия, посмотрели запись на видеокамерах наблюдения. Ситуация развивалась следующим образом: в 8:36 поступил вызов в скорую помощь, уже в 9:40 его привезли в приёмное отделение 4-й городской больницы в агонизирующем состоянии, а спустя 11 минут наступила биологическая смерть, зафиксированная заведующим приёмным отделением и реаниматологом. Его накрыли, и он находился в приёмном отделении до приезда полиции в 10:30. Слухи о том, что мужчина скончался в поликлинике и три часа ещё находился там, не подтвердились. Вынести тело до приезда полиции медики были не вправе и уже в 11:00 доставили к медэкспертам.
В связи с этим вчерашним случаем губернатор поручил нам в течение нескольких дней проверить работу приёмных отделений больниц Ростовской области, и мы уже приступили к проверке.
Поделиться: