Новую жизнь наконец-то должен получить объект культурного наследия регионального значения — здание в Ростове на Большой Садовой, 18. Новый инвестор представил эскизный проект реставрации и приспособления памятника на последнем заседании градостроительного совета администрации города.
Справка: двухэтажное здание с внутренним двором-колодцем, с фасадами, выходящими на Садовую, Братский и Шаумяна, было построено в конце 1880-х годов. Как известно, в нём размещалась редакция газеты «Приазовский край». При советской власти здание было национализировано, затем в нём располагалась фабрика цветной печати. В конце 1990-х оно находилось на балансе администрации Ростова и не эксплуатировалось, с тех пор пришло в запустение и стоит заброшенным. Фасады начали рушиться, частично провалилась крыша.
В середине 2000-х у здания появился собственник — совладелец торговых центров «Вавилон» и санатория «Надежда» Тигран Казарян. Он хотел возвести по всей площади земельного участка 5-этажное здание. Но ему это не удалось, по слухам, из-за сложных бюрократических процедур.
Прошлым летом земельный участок выкупили сразу три собственника с целью отреставрировать здание и приспособить его под гостиницу.
Исполнительный директор фонда «Центр качества строительства» Павел Шумеев, который выступает техническим заказчиком работ, согласился назвать имена только двух собственников — это индивидуальные предприниматели Анна Гончарова и Алексей Авдеев.
Шумеев рассказал donnews.ru, что именно планируют сделать с этим зданием.
В каком состоянии оно сейчас?
Износ здания площадью в 2700 квадратных метров — 86%. Стены просели на 80 см, а трещины размером с руку, особенно по Братскому. На улице Шаумяна рухнула часть стены и вот-вот упадёт кровля.
Изначально собственники хотели успеть построить гостиницу к ЧМ-2018. Но почти год заняли обследования и обмеры памятника, разработка проекта консервации, а также различные согласования, в том числе с отраслевым органом, отвечающим за будущий метрополитен Ростова. Кроме этого, собственники до сих пор не могут привести в соответствие границы участка, и, следовательно, пройти госэкспертизу и добиться разрешения на производство работ по сохранению памятника. Всё дело — в красных линиях.
Вид с Шаумяна/Братского
В 2012 году красные линии просто провели по границам зданий. Никто не задумывался ни о входных узлах, ни о приямках, ни о балконах.
— В большинстве случаев у памятников истории и культуры предметом охраны являются фасады (как и в этом случае), соответственно, к ним относятся и балконы. Но границы этого земельного участка установлены по границам стен. Долгое время мы добивались корректировки красных линий. Но тщетно. Именно поэтому было решено попросить помощи уже напрямую у Виталия Кушнарёва — говорит Павел Шумеев.
Как отреагировало руководство города и представители профильных структур?
— Сейчас, с приходом Кушнарёва, стало попроще взаимодействовать с отраслевыми органами администрации. По крайней мере, нас услышали. Он дал поручение нам помочь, — рассказывает Шумеев. — Для всех структур проще, чтобы здание развалилось, хотя они и не говорят это напрямую. Просто никто не хочет брать на себя никакую ответственность, ведь зачем это нужно? Проще отказать! Например, минкульт считает, что просевшие фасады или обвалившаяся крыша несут в себе бОльшую историческую ценность, нежели новое здание с частично восстановленными и сохранёнными фасадами.
Фасад по Садовой
Что нужно сделать со зданием, чтобы оно не разрушилось?
Получение разрешения на консервацию и определение границ земельного участка — пока два самых главных вопроса.
— Мы хотим сохранить всё что можно. На градсовете мы обозначили, что для того, чтобы сохранить стены, нам нужно поставить контрфорсы {вертикальные конструкции для подпора стен. — donnews.ru}. Если их не будет, оно рухнет. Но их установка невозможна без разрешения администрации города, так как земля тротуаров — муниципальная.
Во что превратится здание в итоге?
При покупке собственники хотели, чтобы внешний вид обновлённого здания был полностью идентичен изначальному, в том числе пристроенных и встроенных частей. Но по закону новодел должен кардинально отличаться от объекта культурного наследия.
Именно поэтому по Шаумяна и Братскому так и останется 2-этажное здание, с такими же окнами, входными узлами, арками. А по Садовой между этим зданием и соседним 7-этажным справа хотят сделать вставку в виде 4-этажного здания. Так получится плавный переход по этажности между существующим зданием и памятником.
То, что должно получиться в итоге
— Вместо чердака в здании будет мансарда. Уровень наклона кровли мы не меняем. Внутри земельного участка мы планируем поставить 5-этажное стеклянное здание, но его принципиально не будет видно. Получится, что снаружи всё будет выглядеть как несколько зданий, а внутри будет единое пространство, — говорит Шумеев.
Он отмечает, что есть идея сделать эксплуатируемую кровлю с рестораном. Но она ещё под вопросом, так как, возможно, именно на крышу выведут всю инженерию.
Павел Шумеев подчёркивает, что все их идеи — только эскизные. В планах — до конца года объявить конкурс на лучшие проектные проработки и избежать таким образом обвинений ростовчан о том, что инвестор, как обычно, игнорирует общественное мнение.
Как изменится цвет здания?
Сейчас цвет здания описать сложно — одна его часть покрашена, другая — в кирпиче.
— Кирпичу на фасаде больше ста лет. Мы планируем снять краску, счистить известковый раствор и покрыть специальной пропиткой. Она придаст полноту цвету и обеспечит сохранность кирпича. В итоге фасады зданий будут цвета старинного красно-коричневого кирпича.
Ту часть кирпичного фасада, которую придётся разобрать, восстановят из этого же кирпича.
На сколько мест будет рассчитана подземная парковка?
— Пока нет единого проекта, неизвестно. Но мы рассчитываем, что на ней будет не менее 50 машиномест. Парковку планируем построить в подвальном этаже по площади всего земельного участка, — рассказал Шумеев.
Когда планируют завершить все работы?
Работы по сохранению объекта культурного наследия, а именно установку контрфорсов, должны завершить к ЧМ-2018.
— К этому времени мы должны частично разобрать внутреннюю часть. Плюс к чемпионату мы планируем натянуть баннер на этих контрфорсах с изображением отреставрированных фасадов. Тот вид, который есть сейчас, конечно, нельзя оставлять на обозрение туристам, — подытожил Павел Шумеев. {{voter}}
Пока в разговоре и сроках завершения всех реставрационных и строительных работ он называет конец 2019 года. Конечно, если снова не затормозят сбор всех необходимых документов и получение разрешений.
Поделиться: