В конце ноября глава администрации Михаил Чернышёв утвердил новую маршрутную сеть в Ростове. Изменений в ней оказалось достаточно много, и одним из главных стало сокращение маршрутных такси более чем в два раза. В администрации подобный «секвестр» объяснили тем, что городские власти намерены сделать упор на развитии перевозок в автобусах большой вместимости. О том, какие ещё изменения ожидают ростовчан в связи с вступлением в действие новой маршрутной сети, мы беседуем с директором департамента транспорта Ростова Сергеем Посоховым.
— Сергей Анатольевич, заявления о том, что маршруток станет в два раза меньше, породили слухи, что автобусы малой вместимости якобы попросту уберут с городских улиц. Как будет на самом деле?
— На самом деле автобусы малой вместимости никуда не денутся, а станут работать в обычном режиме со всеми остановками, с льготами, по тарифам, утверждённым для автобусов большой вместимости.
— Но ведь у людей должен быть выбор: кто-то хочет ехать быстрее, но чуть дороже, кто-то предпочитает ехать на больших автобусах.
— А почему люди должны на одном маршруте платить больше? Есть, допустим, 34-й маршрут, конечные остановки которого находятся на ГПЗ-10 и на Центральном рынке. Стоимость проезда 15 рублей. А есть на этом же маршруте автобусы малой вместимости, и проезд в них стоит 17 рублей. Но какие дополнительные услуги предоставляет этот вид транспорта, кроме нарушения скоростного режима? Если бы людей возили по местам сидения, другой разговор, а пассажиров как возили «в навал» все эти годы, так и возят. Люди, заплатив больше, выходят из таких автобусов грязные и помятые.
— Вы полагаете, что что-то изменится, когда бывшие маршрутчики потеряют в оплате и сразу станут возить всех только по местам сидения? Или в городе гарантировано не появятся так называемые «летучие голландцы», которые работают вне всякого графика и мимо кассы?
— Начну со второго. Департамент не занимается решением производственно-хозяйственных вопросов и тем более не должен вылавливать тех, кто выезжает на маршрут незаконно. У нас есть для этого соответствующие структуры. Наша задача — организовать процесс и создать такие условия, чтобы перевозчик сюда пришёл. Что касается первого вопроса, то давайте не будем гадать, а посмотрим на результаты, когда новая транспортная сеть заработает.
— В администрации города заявили, что сделали ставку на автобусы большой вместимости и что последующие шаги тоже будут направлены на увеличение числа больших автобусов, в то время как количество маленьких будет сокращаться.
— При существующем дефиците больших автобусов мы не сможем пока полностью отказаться от автобусов малой вместимости. Кроме того, автобус большой вместимости должен ездить только по дорогам первой категории, а у нас в городе далеко не везде такие дороги.
— А сколько такому городу, как Ростов, требуется больших автобусов и сколько есть на данный момент?
— При населении в 1 миллион 100 тысяч в Ростове должно быть не менее 1100 автобусов, то есть один автобус на 1000 человек. На данный момент в городском хозяйстве трамваев, троллейбусов и автобусов — около 750 условных единиц. Условных, потому что я включил и автобусы малой вместимости — из расчёта, что три малых автобуса выполняют работу одного большого.
— Сергей Анатольевич, к уже сформированной сети люди давно привыкли, они знают, что есть такой-то маршрут, по которому можно попасть из одного конца города в другой без пересадки. Согласно новой сети, пассажирам придётся делать пересадки, а это людям точно не понравится. Насколько оправдано такое решение?
— Нововведения всегда вызывают противоречивые эмоции, и мы понимаем, что наши решения многим не понравятся, как пассажирам, так и перевозчикам. Но нововведения оправданы в первую очередь с точки зрения безопасности самих пассажиров и соблюдения закона. У нас есть маршруты протяжённостью 20-25 километров. В час пик, чтобы преодолеть такое расстояние, водителю требуется 3-4 часа. А он, учитывая интенсивность городского движения, должен делать перерыв через каждый час. Это только кажется, что сидящий за баранкой человек если не едет — отдыхает. На водителей ложится очень высокая психологическая нагрузка. Мало того, что надо следить за дорогой, так ещё и пассажиры попадаются такие, что хоть из автобуса выскакивай.
Второй момент — чистая экономика. На коротких маршрутах рентабельность перевозок выше. А это при плачевном финансовом положении ростовских АТП вопрос важнейший.
И третий момент: на коротких маршрутах проще организовать перевозку пассажиров и контролировать этот процесс. В городе обязательно должны быть пассажирообразующие узлы.
— Вы сказали о претензиях к водителям. Не секрет, что у ростовчан очень много жалоб на водителей: и по качеству езды (людей порой везут, как дрова), и на то, как водитель общается с пассажирами, и даже на то, как от него пахнет...
— Водитель — специфическая профессия. Она не только требует профессиональных навыков, но и предъявляет особые требования к здоровью и психике. Вопрос: где взять других водителей? Вы думаете, что в АТП очередь стоит, а они из десятков людей выбирают одного единственного и самого лучшего? Берут тех, кто приходит. Это вынужденная мера.
— Ростов очень динамично развивающийся город. Насколько в новой маршрутной сети учтено появление новых направлений, к примеру, Суворовского микрорайона или той же Левенцовки?
— Разумеется, в новой маршрутной сети это обстоятельство учитывается. Что касается 140-го городка, то там работают два маршрута, которые следуют до Стройгородка и на Военвед. По мере того, как будет заселяться микрорайон, мы пустим туда дополнительный маршрут. Думаю, что это случится уже в декабре. На Северном ситуация такая же. В Левенцовке пока проблем с пассажирскими перевозками нет, автобусы ходят регулярно. В будущем, учитывая, что микрорайоны города очень большие по размеру, необходимо будет обеспечить ещё и внутрирайонные перевозки. В этом смысле идеальный вариант — электротранспорт, но это очень дальняя перспектива.
— Что ещё нового ждёт ростовчан в утверждённой маршрутной сети, к чему придётся привыкать?
— К тому, что автобусы малой вместимости теперь исчезнут с Большой Садовой и будут идти по Красноармейской.
— И чем это продиктовано?
— Тем, что, как правило, пассажир, едущий в маршрутке по Садовой, — транзитный, и направляется на другой конец города.
— Много говорят о предстоящем конкурсе на получение права пассажирских перевозок, который не проводился с 2005 года. Что вы ожидаете от этого конкурса?
— Конкурс не поможет решить транспортную проблему, но позволит провести ревизию перевозчиков и понять, кто есть кто на рынке этих услуг в Ростове. Законодательство у нас предоставляет равные условия для всех, но стали бы вы заключать договор с предприятием, у которого нет ни собственной базы, ни подвижного состава? И мы не имеем права ошибиться. Поэтому мы будем в первую очередь оценивать и учитывать наличие собственной базы у претендента, в каком состоянии находится его автопарк, достаточно ли у него водителей. Как видите, ничего сверхъестественного для тех, кто действительно хочет заниматься этим бизнесом и готов предоставлять ростовчанам качественные услуги. А то у нас есть и такие претенденты, которые до сих пор моют свой транспорт из лужи.
— А когда состоится конкурс?
— Это процесс не быстрый. В любом случае, всё будет открыто и лоты будут публиковаться.
Поделиться: