Ростовская область издревле славится своей рыбной отраслью. Гости региона всегда стараются отведать донского карпа, сельди, осётра. Тем не менее в рыбной отрасли назревает всё больше и больше проблем.
Обсудить их на круглом столе «Региональный рынок рыбы и морепродуктов в новых экономических и политических условиях» собрались рестораторы, продавцы, представители департамента потребительского рынка и Роспотребнадзора. Но, как выяснилось, все они находятся в замешательстве и боятся давать прогнозы даже на ближайший месяц. Как выйти из сложившейся ситуации и вернуть отрасли былую славу, никто из них, к сожалению, не смог ответить.
Так, по словам заместителя директора филиала «Южный» X5 Retail Group Алексея Полянского, последнее время цены на рыбу и морепродукты в магазинах Ростовской области выросли в среднем на 15%.
— Меньше всего поднялись цены на пресервы и речную рыбу местного производства — на 10%. Рыба средней ценовой категории подорожала на 15%, а цена на красную рыбу и дорогие морепродукты выросла до 50%, — сообщил Алексей Полянский. — Такие цены должны сохраниться до Нового года, потому что все поставщики ограничены в возможностях повышения цен существующими договорами. И мы настаиваем на их соблюдении.
Тем временем качество рыбы и морепродуктов по микробиологическим показателям (наличию пищевых инфекций) оставляет желать лучшего. Как отметила начальник отдела надзора за питанием населения управления Роспотребнадзора по Ростовской области Маргарита Родионова, если в прошлом году эти показатели были 9,7%, то по итогам девяти месяцев этого года — уже 11%.
— Рыба — очень капризный продукт, нужны особые условия её хранения, транспортировки и производства. Но 11% — это достаточно высокий показатель. При том, что показатель по всем пищевым продуктам составляет всего 3,4%, — сообщила Маргарита Родионова.
Стоит добавить, что в нынешнем году в Ростовской области в разы увеличились и объёмы забракованной рыбы и морепродуктов. Если за весь прошлый год было забраковано 5 тонн продукции, то за девять месяцев этого года — 98 партий общим весом 60 тонн.
Специалисты Роспотребнадзора исследуют также рыбу и морепродукты в торговых сетях на показатель массовой доли глазури (процент воды) и показатель фосфата. Интересно, что в рыбе, завезённой из-за рубежа, процент воды становится в последнее время всё больше.
— В итоге перед покупателями за рыбу отвечает тот, кто ею торгует. Продавец может и не знать о том, что эти показатели завышены.
О том, что система поставки рыбы в Ростовской области не налажена, и о том, что от действий поставщиков страдают продавцы, заявил и директор ГК «Море рыбы» Станислав Соколов. По его словам, рыбу, которую его компания не принимает, поставщики не выбрасывают, а продают здесь же, в Ростовской области, но уже через другие точки.
— Главная порча рыбы и морской продукции происходит с момента производства до момента попадания на стол потребителя. Сегодня найти качественного поставщика практически невозможно: ни один рыночник не может обеспечить весь процесс доставки рыбы на стол потребителя, потому что это очень дорого, — сообщил Станислав Соколов. — Наша продукция в герметичной упаковке, ветеринары её пропустили, есть сертификат. Но приходит покупатель и говорит, что срок годности ещё не истёк, а она протухла. Приходится снимать всю партию. Мне привёз её поставщик, но я же продаю её, смотрю в глаза покупателю.
Станислав Соколов считает, что заниматься реализацией рыбы не должен ни производитель, ни продавец. Только налаженная работа среднего звена — поставщика — позволит снизить себестоимость продукции, а покупатель при этом будет получать свежую продукцию.
А наладить работу системы поставок можно только соблюдая принятые в России законы, считает Станислав Соколов.
— Государство уже всё сделало, есть закон, он идеальный. Но его нужно исполнять, и тогда рынок стабилизируется сам, не нужно ничего нового придумывать, — добавил Станислав Соколов.
Усугубляет ситуацию в регионе ещё и падение спроса на рыбную продукцию в торговых сетях в среднем на 15%. При этом эксперты прогнозируют дальнейшее снижение спроса на продукцию иностранного производства при увеличении спроса на отечественные продукты. По словам Алексея Полянского, в начале следующего года цены в среднем вырастут на 15% как на саму рыбу, так и на продукты из рыбы. При этом на импортные деликатесы повышение ожидается от 10% до 50%.
В магазинах ГК «Ассорти» пока пытаются сдержать цены. Как заявила руководитель отдела маркетинга группы компании Алёна Кулакова, о том, что будет в начале следующего года, пока сложно говорить.
— Ясно, что мы будем увеличивать ассортимент крымской рыбы. Думаю, что она будет иметь спрос. Конечно, повышение цен будет, потому что в убыток себе никто не будет продавать. Но на сколько, сказать не могу, — сказала Алёна Кулакова.
Не смог дать прогноз на следующий год и соучредитель ресторанов «Кинза», «Публика», «Пан Азиат» Михаил Теплицкий.
— Ассортимент меню у нас не изменился, как и цена у поставщиков. При этом они активизировались, начав активнее предлагать свою продукцию, — заявил Михаил Теплицкий. — У нас упали продажи на весь ассортимент. Сильно упали объёмы продаж алкогольной продукции, также блюд примерно на 15-20%.
При этом Михаил Теплицкий подчеркнул, что рестораны среднего и премиум-сегмента предлагают очень мало местной продукции. Это происходит потому, что практически отсутствует информирование и реклама местной рыбы.
— В Европе вы обязательно услышите о мероприятиях в ресторанах, где предлагается местная продукция. Где вы у нас можете посетить такие мероприятия и попробовать карпа или карася? У нас считается «крутым» — это попробовать сибаса, дораду, устрицы фен де клер, — поделился Михаил Теплицкий. — Заниматься популяризацией должны те, кто производит рыбу.
Проблема отсутствия в меню местной рыбы зачастую кроется, по мнению шеф-повара ресторана St.Tropez Сергея Михневича, в том, что некоторые виды рыбы очень неудобны в приготовлении. К примеру, тот же карп — очень костлявый. А также в том, что посетители ресторана предпочитают отведать что-нибудь более экзотическое.
Все эксперты, собравшиеся за круглым столом, дали очень осторожные прогнозы насчёт будущего года. По их мнению, цены поднимутся в среднем на 15% в среднем. Жители Ростовской области, привыкшие к рыбе в своём рационе, будут её покупать по-прежнему, но не в магазинах, а вдоль дороги и возле рынков. Эксперты сошлись во мнении, что научить жителей Ростовской области задумываться о том, откуда рыба и кто её производитель, очень сложно. Все привыкли покупать рыбу на рынке и при этом не интересоваться информацией о продукте. Хотя некоторая её часть приходит на прилавки не от производителей, а от продавцов, которые отправили её на утилизацию.
Поделиться: