В Таганроге в ближайшие несколько лет планируется провести полную модернизацию трамвайной сети. Нужно заменить 45,5 километра путей, построить 8 депо и запустить 60 новых современных вагонов. И делаться это всё будет на частные деньги, ну, или почти на частные. Проект, с одной стороны, достаточно локальный, а с другой — позволяет понять, чего ждать Ростову, которому также обещают модернизацию трамвайной сети на условиях государственно-частного партнёрства.
Чьи деньги?
Развивать таганрогский трамвай власти будут вместе с компанией «Синара — Транспортные машины», которая производит современные вагоны. Её президентом является Дмитрий Пумпянский (62-й номер в списке богатейших бизнесменов России по версии Forbes). Он же возглавляет совет директоров «Трубной металлургической компании», в которую входит Таганрогский металлургический завод.
Весь проект оценивается в 11,8 млрд рублей и будет реализован на условиях концессии. То есть «Синара» инвестирует в трамвайную сеть Таганрога, а за это получит её под свой контроль на 30 лет, чтобы отбить вложения.
Проект создания в Ростове современного трамвая конкретной стоимости пока не имеет, обоснование инвестиций ещё только предстоит, однако схема реализации будет, скорее всего, похожей. Как ранее писал donnews.ru, власти города заявляют, что проектом интересуется ВЭБ.РФ.
Собственно, и в Таганроге без госкорпорации не обошлось. Так, на прошедшем Петербургском международном экономическом форуме-2021 ВЭБ.РФ и «Синара — Транспортные машины» договорились о предоставлении опережающего финансирования с лимитом выдачи в 3,6 млрд рублей. Предполагается, что эти деньги пойдут на первую очередь проекта модернизации таганрогского трамвая — 10 новых вагонов, 10 километров обновлённых путей, новые остановки.
Почему Таганрог?
Вот это в данной истории главная загадка. В ВЭБ.РФ официально говорят о том, что им нужен пилотный проект модернизации сети электротранспорта, который потом можно будет тиражировать по России. Интерес самого Таганрога более чем понятен.
А вот почему «Синара» вдруг решила вложиться в Таганрог — не совсем ясно. Конечно, как уже было сказано выше, какая-никакая, но связь с этим городом есть. Кроме того, понятное дело, что новые 60 вагонов для городского трамвая будут поставлены именно «Синарой». Но, как известно, электротранспорт в России убыточен априори и существует лишь за счёт бюджетных субсидий. В частности МУП «Трамвайно-троллейбусное управление» Таганрога регулярно получает иски от «ТНС Энерго» по поводу неоплаченных счётов за электроэнергию.
В самой «Синаре» на соответствующий вопрос donnews.ru ответили, что Таганрог имеет огромную историческую ценность, что это центр торговли XIX века, что это родина Чехова и Раневской и что город имеет огромный промышленный потенциал, играя ведущую роль не только в экономике Ростовской области, но и в целом России. А развитие любого города невозможно без развитой транспортной системы... Иными словами, причины своего участия в «Синаре» решили не раскрывать.
При этом далеко не последнюю, если не ключевую роль во всей этой истории играет, очевидно, тот факт, что у Таганрога внезапно появилось два серьёзных лоббиста — сенатор от Ростовской области, зампредседателя Совета Федерации РФ Андрей Яцкин и собственно председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. На это осторожно намекают в «Синаре»:
«Возможно, не последнюю роль в этом процессе сыграло и пристальное внимание федеральных властей к городу и его судьбе, а именно то, что спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко официально взяла вопросы развития и преобразования Таганрога под свой контроль. Результатом стало то, что наконец-то город получил возможность начать планомерно решать имеющиеся у него проблемы. И мы как машиностроители, безусловно, относимся с большим позитивом к тому, что модернизация городской транспортной инфраструктуры Таганрога была обозначена в качестве приоритета и у нас появился шанс принять участие в таком масштабном проекте».
Почему Таганрог вдруг настолько заинтересовал спикера Совета Федерации — можно только предполагать. Дело ведь не только в трамвае. Матвиенко заявляла, что город в принципе должен стать центром притяжения туристов, а для этого одной модернизации транспортной системы будет мало. Может быть, её подкупила известная родственность Таганрога и некогда возглавляемого ею Санкт-Петербурга, где она в том числе занималась модернизацией трамвайной сети. А может быть, повлияло ещё что-то — остаётся только гадать.
Как инвестор покроет свои затраты?
Источника, говорят в «Синаре — Транспортные машины», всего два, и ничего неожиданного тут нет. Первый — билетная выручка, то есть плата граждан за проезд. Второй — бюджет Таганрога.
«Сильно упрощая, можно сказать, что доминирующая часть дохода будет получена за счёт билетной выручки, а недостающую часть будет составлять компенсационный платёж, предоставляемый из бюджета муниципального образования “город Таганрог”», — пояснили в «Синаре».
Компенсационный платёж в данном случае — это та разница, которая неизбежно образуется между выручкой компании от платы граждан за проезд и всеми затратами по проекту.
Информации о том, изменится ли тариф на проезд, пока нет. Вполне вероятно, что это может произойти, однако вряд ли рост будет существенным. Напомним, что все тарифы утверждает Региональная служба по тарифам Ростовской области. Так что сама «Синара» не сможет решать, сколько таганрожцы будут платить за проезд. Кроме того, стоимость проезда в городском транспорте что в Таганроге, что в Ростове и так всю жизнь ниже экономически обоснованной. Разницу перевозчикам компенсируют из бюджета.
Ростов на очереди
Объективно, вопрос развития рельсового транспорта в Ростове назрел больше, чем в Таганроге. Пресловутое метро плавно превратилось в проект скоростного трамвая, который хоть и выглядит уже в целом не так фантастично, но всё равно движется небыстро. Город годами готовит различные бумаги и заказывает исследования транспортной системы. Но реальных, видимых подвижек в Ростове нет.
На этом фоне скорость, с которой всё происходит в Таганроге, удивляет. У проекта ростовского трамвая пока нет даже стоимости, лишь экспертная оценка, что стоить это будет не менее 40 млрд рублей. То есть в четыре раза дороже, чем в Таганроге, так ведь Ростов почти в пять раз больше. В чём именно проблема и чего не хватает для ускорения процесса — неясно. С другой стороны, в Ростовской области живут не только ростовчане. Да и проще, наверное, сначала обкатать схему на небольшом городе.
Поделиться: