Специалисты главной геофизической обсерватории им. А. И. Воейкова (ГГО) подготовили прогноз изменения климатических условий Ростовской области к 2050 году. Согласно результатам исследования, в ближайшие десятилетия климат региона значительно изменится и, возможно, станет менее комфортным. Более подробно о том, что ждёт жителей области в недалёком будущем, рассказала главный научный сотрудник ГГО, доктор географических наук, профессор Нина Кобышева.
— Нина Владимировна, вы прогнозируете, что климат Ростовской области значительно изменится. Если сравнить климат Ростовской области 2050 года с сегодняшним климатом других регионов, на что больше всего будет похоже?
— Вот это как раз сказать очень трудно. Скорее всего, наш климат окажется похожим на сегодняшний климат Астраханской области. То есть он станет более сухим. Зима всё-таки будет прохладная, но теплее, чем сейчас.
— Не могли бы вы коротко описать, каким будет каждое время года в Ростовской области в середине нашего века?
— Известно, скажем, что лето должно быть более тёплым и засушливым: ожидается около 20 дней в году с температурой выше 30 градусов. Зима достаточно тёплая, хотя потепление составит не больше 2,8 градуса. Количество осадков в Ростовской области несколько увеличится, но не сильно. Самое главное: предполагается, что возрастёт экстремальность климата. Это значит, что на общем нормальном фоне будут сильнее выражены отклонения в сторону либо очень жаркой погоды, либо, наоборот, очень холодной. Что касается переходных сезонов, то здесь то же самое: в начале осени и в конце весны — потепление и сухость, а осенью может увеличиться количество осадков.
— Учёные расходятся во мнении, что ожидает планету — похолодание или потепление. Судя по вашему прогнозу, всё-таки потепление. Насколько точен прогноз?
— Эту информацию мы получали от участников исследования из другого отдела ГГО – от модельеров климата. Они считают, что нужно использовать ансамбль моделей, то есть не одну какую-то модель климата, а несколько, потому что это позволяет получить целый ряд характеристик. В частности, оценить те неопределённости, которые содержит прогноз. Все наши модельеры — участники Межгосударственного совета экспертов по изменениям климата (МГЭИК), куда входят самые передовые учёные мира в области моделирования. Специалисты ГГО считают, что потепление будет продолжаться, потому что антропогенное воздействие никуда не исчезнет. Потепление происходит вследствие выбросов СО2 и других парниковых газов. Но одновременно происходят ещё и естественные изменения климата, которые предсказать практически невозможно. Естественные изменения в некоторых случаях могут перекрывать антропогенные, и потепление может ослабевать либо даже сменяться похолоданием. Но всё равно за счёт антропогенных факторов потепление будет продолжаться. Поэтому к нему нужно быть готовым.
— Нина Владимировна, за какой период были рассмотрены данные?
— Данные анализировались за разные периоды, в зависимости от элемента: температура, ветер, радиация. Всемирная метеорологическая организация установила период, за который проводится обработка данных, — 30 лет. Официальным периодом считается период с 1960 по 1990 годы, но разрешено использовать и период с 1970 по 2000 годы. Мы использовали для исследований более длительные промежутки времени, в том числе данные за весь имеющийся период наблюдений.
— По вашим расчётам, затраты на отопление сократятся на 14-40%, а затраты на кондиционирование возрастут на 40-60%. Получается, что жизнь в области станет дороже?
— Чтобы подобрать аналог будущего климата, надо выполнить специальные исследования. Дело в том, что на отопление затрачивается гораздо больше энергии, чем на кондиционирование. Поэтому процент затрат на кондиционирование возрастёт, но, поскольку на кондиционирование в целом тратится не так много энергии, прирост затрат окажется гораздо меньше, чем экономия на отоплении. Жизнь не станет дороже, нет! Но вообще, кондиционирование у нас в стране очень дорогое, потому что неэффективное. Оно дороже, чем могло бы быть. Но дороже, чем сейчас, оно не будет.
— В числе угроз вы называете учащение смерчей и предлагаете организовать их мониторинг. Получается, мы узнаем все прелести торнадо, как в США?
— Смерчи, конечно, нужно отслеживать. Иногда у нас смерчи проскакивают между метеорологическими станциями и не фиксируются. Но в России смерчи очень слабые. Для оценки их интенсивности существует восьмибалльная шкала Фудзиты, так вот, российские смерчи — это чаще всего нулевой или первый балла. И очень редко бывают смерчи в два и три балла, всего несколько случаев на всю страну. А в США бывают торнадо вплоть до восьми баллов. У нас таких нет. Следить за смерчами, конечно, надо, но таких, как в Америке, у нас не будет. У нас совсем другой погодный режим.
— По результатам исследования вы предложили множество рекомендаций, которые позволили бы Ростовской области минимизировать ущерб от ухудшения климата. Какие из этих рекомендаций вы бы выделили в числе первоочередных?
— Очень важно разрабатывать систему экстренного предупреждения на случай опасных явлений и стихийных бедствий. Например, ужасное наводнение в Крымске: там нужно было сразу начинать считать сток, потому что в результате необычайно обильных осадков вода обрушилась на город. Если бы было раннее предупреждение, гидрологи могли бы предсказать такой поток. В США разработана и организована очень хорошая система экстренных предупреждений, поэтому при катастрофических явлениях там гораздо меньше жертв.
Необходимо также совершенствование нормативных документов. Например, проектирование зданий ведётся по устаревшим нормативам, а поскольку в СНиПе помещены старые данные, теплоснабжение получается неэффективным. Администрация города получает определённую сумму на закупку топлива, причём покупает топливо согласно СНиПу. Каждый топливный день стоит очень дорого, в Ростовской области он может стоить миллиона два. Но климат меняется — получается, что в конце отопительного сезона остаётся неиспользованное топливо. Приходится его сжигать, чтобы избежать штрафов за избыточную закупку.
Коррективы нужны и в других областях. Из-за потепления зимой часто наблюдается обледенение проводов, дорог. Все изменяющиеся условия нужно учитывать в нормативах, в документах различных секторов экономики и принимать адаптационные меры. В сельском хозяйстве, например, нужно переходить на самые теплостойкие и засухоустойчивые культуры.
— Самый обычный человек, обыватель, может каким-то образом повлиять на ситуацию и замедлить процесс потепления?
— Об этом много говорят, и мы, наверное, ничего нового придумать не можем. Нужно экономить энергию, лампочки использовать энергосберегающие, устанавливать в квартирах стеклопакеты, чтобы не выпускать тепло из квартир на улицу. Вот, например, в Японии для экономии энергии на кондиционирование и для борьбы с потеплением постановили во всех учреждениях ходить без галстуков. Думать об экономии и экологии должны все — каждый на своём месте.
Беседовала Алина Ключко
Поделиться: