Автобусные перевозчики Ростова пожаловались губернатору на 900 млн рублей убытков в год

Они просят перевести всех льготников на безнал

Ростовский общественный транспорт. Фото 161.ru.

Владельцы ростовских автотранспортных предприятий написали открытое письмо на имя губернатора Василия Голубева, в котором пожаловались на свои финансовые трудности. Текст письма опубликовал «Город N».

Как заявляют владельцы АТП, в настоящее время их предприятия пребывают в критической финансовой ситуации из-за недофинансирования из регионального бюджета. Якобы те компенсации, которые они получают за перевозку льготников, неоправданно малы.

В АТП напоминают, что с 2011 года федеральные льготники (инвалиды, ветераны боевых действий, граждане, пострадавшие от радиационного воздействия и др.) используют для проезда единый социальный проездной билет (ЕСПБ). Стоит он 276 рублей, время действия — месяц.

«Обращаем ваше внимание на то, что цена ЕСПБ соответствует сумме оплаты примерно 12 поездок на городском общественном транспорте в Ростове. Однако исследование пассажиропотока, проведённое в городе осенью прошлого года, показало, что в среднем на каждый ЕСПБ приходится около 136 поездок, то есть, в 11 раз больше, чем предусматривает стоимость билета», — говорится в письме на имя губернатора.

В 2019 году в Ростове было продано более 137 тысяч таких проездных, пишут владельцы АТП. Размер компенсаций из бюджета составил 37,8 млн рублей. Фактически же, считают они, перевозки федеральных льготников обошлись более чем в 373 млн рублей. Таким образом, недофинансирование по этому пункту составляет около 350 млн рублей в год.

«Необходимо также отметить, что перевозчикам достаточно часто приходится сталкиваться с подделкой ЕСПБ и использованием просроченных проездных документов. Это влечёт за собой дополнительный рост выпадающих расходов», — пишут владельцы АТП.

Есть ещё региональные льготники — ветераны труда, ветераны труда Ростовской области, труженики тыла, реабилитированные лица. Их право на льготный проезд подтверждается единым проездным талоном (ЕПТ). Однако с 2018 года компенсации перевозчикам выплачивают только за тех региональных льготников, которые используют социальную проездную карту. Доля таких поездок, считают ростовские перевозчики, составляет менее 50%.

Кроме того, компенсации за перевозку региональных льготников выплачиваются не по фактическому месту оказания услуги, а по месту регистрации пассажира. А более половины перевозок региональных льготников в Ростове приходится на жителей других муниципалитетов. В итоге компенсации уходят в другие территории. На региональных льготниках, подсчитали в ростовских АТП, каждый год они теряют ещё более 523 млн рублей.

«Обращаем ваше внимание на то, что Гражданский кодекс устанавливает обязанность федерального или регионального бюджета компенсировать транспортным организациям расходы, понесённые в связи с перевозкой пассажиров или грузов, если для них установлены те или иные льготы. Таким образом, сложившаяся ситуация противоречит российскому законодательству. Вышеизложенные факторы носят системный характер. Действующая система учёта количества льготных перевозок неэффективна», — говорится в письме на имя губернатора.

Всё это к тому же накладывается на потери в связи с пандемией коронавируса, а также на большие затраты АТП по выплатам налогов, зарплат, а также на лизинговые платежи за новые автобусы.

При сохранении текущей ситуации, пишут владельцы АТП, есть риск не только изъятия новых автобусов из-за невыплаты лизинговых платежей, но и банкротства предприятий. Выход они видят в том, чтобы перевести абсолютно всех льготников на безналичную систему оплаты проезда. В этом случае неучтённых поездок не осталось бы и компании получали бы компенсации в размере фактического объёма оказанных услуг. Также предлагается изменить часть региональных законов, чтобы компенсации не уходили в другие муниципалитеты.

Сергей Деркачёв

Поделиться: