Как известно, в Ростове в четверг, 28 ноября, была задержана министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская. Вместе с нею под внимание правоохранителей попали её заместитель (какой именно — пока неизвестно) и начальник отдела закупок министерства. Известно, что возбуждено уголовное дело за превышение должностных полномочий. При этом, если чуть внимательнее разобраться в произошедшем, окажется, что всё это вряд ли имеет отношение к борьбе с коррупцией.
Согласно неофициальной информации, задержание Быковской связано с вопросом утилизации медицинских отходов. Эту информацию порталу donnews.ru подтвердили несколько источников, знакомых с ситуацией. Ранее ФАС России возбудило дело в отношении минздрава Ростовской области, ряда областных медучреждений и компании ООО «Центр 100 Ростов-на-Дону». Последнее в своё время построило завод по утилизации медицинских отходов, единственный в регионе. Проект входит в сотню губернаторских. Между министерством, медучреждениями и предприятием в ФАС РФ усмотрели признаки «антиконкурентного соглашения по утилизации медотходов при проведении закупочных процедур в 2017-2018 годах».
Госконтракты на вывоз и утилизацию медотходов заключаются посредством электронного аукциона. Победить в нём, соответственно, может и этот единственный в регионе завод, и непонятные фирмы-однодневки, сваливающие потом отходы в ближайшей лесополосе.
Как говорит глава Ассоциации защиты бизнеса Александр Хуруджи, вполне логично предположить, что прежде чем привлекать в регион инвестора, который наконец-то цивилизованно подошёл бы к вопросу обращения с медотходами, губернатор «давал гарантии, что поэтапно все медицинские отходы в регионе пойдут на утилизацию именно на этот завод, ибо конкурентов нет».
«Думаю, это удар не в Быковскую, в её действиях с большой долей вероятности не окажется нарушений, обыски шли в минздраве много месяцев, о проблеме знали не только в телегах {telegram-каналах}, но и на всех уровнях власти, — пишет Хуруджи. — Одновременно шли суды с ФАС, за которыми следили многие инвесторы. Поэтому если указанное основание задержания Быковской — основное и единственное, то всё происходящее — удар по губернатору и по инвестклимату в регионе».
По его словам, чем больше сейчас в информационном пространстве будет появляться «сливов», формирующих мнение, что Быковская — коррупционер, тем больше вероятность, что реальных оснований для её ареста недостаточно и вся эта история направлена против губернатора. Фотографии из кабинета министра здравоохранения, к слову, уже гуляют по сети.
Как рассказала donnews.ru бывший министр здравоохранения региона, председатель Общественного совета при минздраве Ростовской области Тамара Кондратенко, вопрос утилизации медицинских отходов — это проблема, которая стояла в регионе очень давно.
— Она назрела настолько, что её нужно было решать сиюминутно. У нас все лесопосадки были завалены медотходами. Доходило до того, что дети делали себе игрушки из систем для переливания крови. Там же валялись шприцы, бинты и просроченные лекарства. Несколько лет назад построили завод {имеется в виду проект ООО «Центр 100 Ростов-на-Дону»}. Наши лесопосадки стали более-менее чистыми. Но кому-то это не нравится. Не нравится, что наши дети не заражаются и не несут эту заразу в дом, — считает Кондратенко.
Она рассказывает, что сначала была жалоба от фирмы из Екатеринбурга, которая предлагала Ростовской области собирать медотходы, загружать их в контейнеры и по железной дороге отправлять в другие регионы страны.
— Это не решение вопроса. Нужно утилизировать всегда там, где это производится. Не надо возить по стране, — считает Кондратенко.
По её словам, уголовное дело в отношении Татьяны Быковской было «как снег на голову».
— Она никогда не принимает единоличных решений. Все вопросы выносятся на коллегию, министр прислушивается ко мнению оппонентов. Но испортить человеку жизнь легко, — говорит бывший министр.
О том, что ситуация с утилизацией медотходов в Ростовской области сложилась непростая, говорит и тот факт, что буквально несколько дней назад депутаты Заксобрания направили в правительство РФ, Совет Федерации и Госдуму обращение по этому вопросу. В документе говорится, что ежегодно в регионе образуется более 7 тысяч тонн медотходов.
«Они представляют безусловную эпидемиологическую опасность как для персонала медицинских организаций, так и для населения в целом в случае ненадлежащего обращения с ними, а также приводят к рискам загрязнения окружающей среды», — говорится в документе.
По мнению депутатов, чтобы всего этого не было, должна существовать централизованная система обращения с медотходами. И с 2017 года, благодаря работе завода ООО «Центр 100 Ростов-на-Дону», в Ростовской области она есть. Однако проблема всё в тех же госзакупках.
«Необходимость определения исполнителя услуги исключительно в форме электронного аукциона нередко приводит к злоупотреблению правом со стороны недобросовестных участников закупки и препятствует борьбе с существующими в настоящее время проблемами утилизации медицинских отходов: попаданием в канализацию и почву токсичных веществ при несанкционированных вывозах на полигоны ТБО, возникновением стихийных свалок медотходов и мусора в лесополосах, невозможностью контролирования эффективности уничтожения инфекционного начала», — говорится в тексте обращения.
По мнению депутатов, для исправления ситуации надо либо изменить законодательство о системе госзакупок, либо отнести деятельность по обеззараживаю медицинских отходов класса Б (отходы, представляющие эпидемиологическую опасность) к числу лицензируемых.
Как говорят опрошенные donnews.ru на условиях анонимности чиновники, статья о превышении должностных полномочий является «резиновой». То есть привлечь по ней к ответственности можно практически любого чиновника, который за что-то реально отвечает и где-то ставит подписи. Было бы желание. Причина — несовершенство российского законодательства, в первую очередь — в сфере закупочной деятельности.
Речь, судя по всему, идёт не о каком-то воровстве, а, по сути, о формальном нарушении. Несмотря на это, правоохранители сразу же применяют максимально жёсткие меры. Притом что здравоохранение — сфера крайне чувствительная для всего общества, в Ростовской области министерство оказывается обезглавлено в самый разгар формирования бюджета на следующий год. Не говоря уже о планах по закупкам лекарств, ремонту областных медучреждений и так далее.
Добавим также, что ни в одном другом регионе России за последний год не было заведено столько уголовных дел в отношении чиновников первого звена, как в Ростовской области. Всё-таки вряд ли ситуация с коррупцией в органах власти в нашем регионе сильно отличается от того, что есть в других субъектах. А значит, есть какая-то другая причина всего происходящего.