Страйкбол (airsoft) зародился в послевоенной Японии, которой, как бывшей союзнице фашистской Германии, запретили формировать армию. Местные изобретатели создали пневматические копии боевого оружия, стреляющие пластиковыми шариками. Сейчас «игра в войну» популярна во всём мире. По словам командира ростовской страйкбольной команды «Дельта-61» Олега Толстика, военно-тактическая игра активно развивается в Ростове с 2006 года. Сегодня на Дону около 50 команд, объединяющих более 1000 человек.
— Олег, чем привлекает людей страйкбол?
— Это хобби, которое позволяет избавиться от стресса и нейтрализовать негативные эмоции. Это игра на природе в обществе достойных людей. Люди идут за этим, чтобы встретиться с друзьями, отдохнуть и испытать прилив адреналина.
— Где вы играете?
— Игры проводим или в лесу, или на заброшенных объектах: на птицефабриках, в пионерлагерях, войсковых частях. Обычно далеко от населённых пунктов, чтобы не привлекать внимания. Страйкбольный сезон открывается в середине апреля, а закрывается в октябре. В сезоне две основные массовые игры, которые проходят либо в Ростове, либо в Краснодаре, либо в Ставрополе. В них участвуют около 1000 человек. Все остальные — это обычные игры, в которых нет ограничений по форме. Они собирают всех желающих страйкболистов, около 250 человек.
— Реконструируете ли вы реальные боевые операции?
— Да, но игры, имитирующие настоящие военные конфликты, более закрытые. Мы либо придумываем сюжеты по мотивам войн во Вьетнаме и Афганистане, либо реконструируем реальные операции. Но есть условие: участники должны иметь экипировку, соответствующую тому периоду. Например, одежда и оружие вьетнамских партизан или афганских моджахедов с одной стороны и американцев или советских солдат — с другой. Это более дорогие, менее массовые, но зато очень интересные игры. Тему чеченских войн не затрагиваем, она под запретом в страйкболе, потому что среди нас есть участники тех событий. И вообще, это некорректно.
— Сколько стоит снаряжение?
— Человек без соответствующей экипировки к игре не допускается. Так называемый «входной билет» обходится примерно в 18-20 тысяч рублей. Из них 10 тысяч рублей стоит электропневматическая копия реально существующего оружия. Ещё 10 тысяч – военная форма, снаряжение, обувь, очки, аксессуары и так далее. Есть команды, которые моделируют реально существующие подразделения, они закупают оригинальное снаряжение и форму. Это обходится гораздо дороже — одну, две, три тысячи долларов и больше.
— Какое оружие используете?
— В страйке можно использовать любой вид оружия, практически все модели, которые копируют реально существующие образцы. При желании можно найти и израильскую винтовку, и американскую любой модификации, и российский автомат. Список разнообразный: винтовки, гранатомёты, миномёты, пистолеты и так далее. Однако, как правило, используются автоматы.
— Какие армейские подразделения моделируете?
— Страйкбольные команды стремятся моделировать конкретные подразделения армий разных стран; в Ростовской области — США, Великобритании и Германии. Наши «американцы» реконструируют заокеанскую морскую пехоту, воздушно-десантные войска и элитный полк лёгкой пехоты — рейнджеров. Достаточно велик у нас «британский» блок — спецназ и британские рейнджеры. Есть команды, которые моделируют немецкую пехоту. А вот представителей Франции, Италии и Латинской Америки единицы. Другие команды увлекаются российской армией. Однако существует проблема: они создают собирательный образ российского спецназа — как увидели в фильмах, так и делают, надевают то, что им удобно, и то, что считают красивым. Только две команды в ЮФО полностью воспроизводят Российскую армию, вплоть до кирзовых сапог. Это мотострелковая бригада и разведывательно-штурмовая группа.
— Воздушный транспорт используете?
— В последний раз использовали на игре в Волгограде спортивный вертолёт. В нём сидел человек с пулемётом и атаковал позиции противника. А в Ставрополе у нас были гражданские самолёты, которые производили бомбометание. Кроме того, применяем автомобили: военные «Уазики», американский армейский вездеход Hummer и джипы Toyota, Nissan, которые используются в иностранных армиях. Воздушную технику нанимаем, а автомобили у нас свои. Естественно, мы их переоборудуем, например для пулемётов.
— Много ли девушек в движении?
— Нет, девушек мало, около 2 процентов. Ведь это больше мужской вид отдыха, связанный с оружием, грязью, с физическим нагрузками. Девушки, как правило, не слишком склонны к такому развлечению, так же, как к охоте или рыбалке. Мужчин в страйкболе можно разделить на две категории. В первую входят студенты 19-22 лет, во вторую — представители среднего класса 25-40 лет, начиная от офисных сотрудников и заканчивая рабочими заводов.
— Много ли военнослужащих в вашем сообществе?
— На удивление мало. Видимо, потому, что военным этого с лихвой хватает на службе, им игра неинтересна. Скорее, наоборот: страйкболом увлекаются те, кто с армией напрямую не сталкивался. Это люди, которым такая романтика, в принципе, интересна.
— Бывают ли на играх травмы?
— Нет. Травм, полученных в процессе игры, не бывает, так как снаряжение достаточно безопасное. Максимум — небольшие кровоподтёки. Если травмы и случаются, то в результате падения: человек шёл, споткнулся, упал, вывернул ногу, сломал руку…
— Конфликты с полицией возникали?
— Нет, никогда не было. Иногда при перевозке игрового оружия останавливают полицейские и смотрят. Но когда объясняешь, что это, по сути, игрушечный автомат, из которого торчат провода, все вопросы отпадают.
— Какие трудности существуют в страйкболе?
— Бывают проблемы, связанные с организацией игр. Иногда приходится доходчиво объяснять местным властям, что такое страйк. На вопрос: «Чем вы будете заниматься?» — отвечаем: грубо говоря, 300 здоровых мужиков в военной форме будут бегать и стрелять друг в друга пластиковыми пулями. Не все это понимают, но помогает сравнение с пейнтболом. А проблема в среде самих страйкболистов – это честность. В отличие от пейнтбола, никаких специальных маркировок попадания здесь нет. Человек сам следит, когда в него попали и когда он убит.
Поделиться: