Дизель побил все рекорды

А продавцы топлива подсчитывают барыши

В последние несколько недель цены на топливо в России бьют все мыслимые рекорды. В среднем подорожание на отечественных АЗС составило от 20 копеек до 2-х рублей. Значительно выросла цена на дизельное топливо. Резкий взлет цены эксперты связывают с введением акциза на продажу жидкого товара и монополизм компаний.

Начнем с акцизов. Согласно решению правительства, теперь с каждого проданного литра реализатор должен будет заплатить дополнительно 1 рубль. Повышение должно было произойти с начала 2011-го, однако цены возросли еще в декабре до правительственного нововведения. Поэтому более логичной представляется версия о монополии российских компаний.

Но, казалось бы, очевидный для обывателя, этот довод пока не кажется убедительным для антимонопольной службы.

На днях перед журналистами выступил глава федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев. Он заявил, что в ближайшее время его ведомство определится, стоит ли возбуждать третью волну антимонопольных дел против российских производителей топлива.

Напомним, что первые два антимонопольные «цунами» в 2008 и 2009 годах накрыли четыре основных отечественных производителя топлива. Тогда нефтяные компании были уличены в сговоре и получили большие штрафы, которые, к слову, не выплатили до сих пор.

Но раз в Москве хранят молчание, местные антимонопольщики также демонстрируют олимпийскую выдержку, несмотря на то, что Ростовская область уже попала в число регионов, в которых произошло наибольшее повышение.

— Пока мы согласованных действий и наличие сговора у компаний не усматриваем, — сообщил корреспонденту «Ростовского агентства новостей»  ведущий специалист, эксперт ростовского УФАС Пётр Воронцов.

В частности, говоря о дизельном топливе, собеседник агентства пояснил, что поскольку у нас в области не производится ДТ, то местные АЗС выступают в роли обыкновенных посредников: купили — продали. Поднялась закупочная цена —  стали продавать дороже.

Кстати, по данным ИАЦ «Кортес», за последнюю неделю января отпускная цена дизельного топлива с российских НПЗ в среднем увеличилась на 1,46 рубля. Бензин тем временем подорожал лишь на 46 копеек, на 16 копеек — авиакеросин, а мазут и вовсе перестал пользоваться спросом — минус 20 копеек.

— Другое дело, когда они покупают по цене прежней, а продают дороже, чем обычно, тогда у нас могут возникнуть к этой фирме вопросы. Мы проводим еженедельный мониторинг не только отпускных цен на заправках, но и цен производителя, — обозначил позицию ведомства Пётр Воронцов.

Но пока вопросов у государства нет, топливо продолжает расти. Сегодня солярка — самый ходовой товар, а значит, заработать на нем можно неплохо.

Любопытная картина: две АЗС в ЗЖМ, находящиеся в ста метрах друг от друга. На одной цена 23.90 рублей за литр, на другой уже — 20.90 рублей. Как выясняется, первые торгуют зимней соляркой, на второй — распродают летний товар. Через несколько часов на заправку привозят зимнее топливо и цена взлетает до 25.40 рублей, сравниваясь с ИА-95. Такие же цены теперь практически на всех городских АЗС.

Что будет дальше с ценами, остается только гадать. В Ростовской области, к сожалению, так и не нашлось экспертов, которые взяли бы на себя ответственность что-либо сказать по этому поводу. Если не считать информации полуторамесячной давности на сайте администрации области, где ситуация анализировалась на конец ноября. Впрочем, уже тогда эксперты предрекали подъём цен и именно на дизтопливо.

Причем, все эти повышения еще цветочки по сравнению с тем, чем может грозить  суррогат, который «под шум волны» и ажиотаж вокруг солярки, могут подсунуть продавцы топлива.

Олег Веденеев — руководитель одной ростовской компании, которая уже несколько лет занимается поставкой топлива в регион, уверен, что в той иной степени химичат все поставщики, и красивая вывеска на заправке отнюдь не гарантирует безупречное качество.

— Разбавляют дизтопливо очень многие, если не все, — говорит Олег. — И ладно, если лишь добавляют керосин или присадки. Гораздо хуже, когда продавцы покупают дешевое судовое маловязкое топливо и «делают коктейль». А потом все это выдают за зимнюю солярку с соответствующей ценой. Тем более, по внешнему виду зимнее топливо идентично летнему. Разницу можно понять только после лабораторного анализа, либо опытным путем, встанет движок, иль не встанет при жестком «минусе». Поэтому приобретать горючее нужно только у поставщиков с хорошей репутацией, проверенной временем.

И в завершении об ощущениях. Собственных и тех, с кем довелось пообщаться на ранее болезненную тему повышения цен на городских заправках.

Не далее как в декабре на совещании в администрации Ростовской области под руководством министра транспорта Игоря Левитина руководитель федерального агентства «Росавтодор» Анатолий Чабунин изрёк, что вскоре россияне почувствуют реальную пользу от введенных акцизов. Топливные деньги прямиком будут направляться в дорожные фонды, а оттуда на строительство и ремонт российских дорог. Дороги станут лучше, их станет больше, и у россиян появится приятное ощущение от езды по магистралям. Правда, оратор не уточнил, когда именно это чувство появится у жителей страны.

Пока же после каждого посещения АЗС возникает стойкое чувство пустоты в карманах.

 

Поделиться: