Донские дороги испортили зима и подрядчики

Губернатор признал, что население недовольно качеством дорог

48% муниципальных и областных дорог Ростовской области не отвечают требуемым нормативам. Удручающее заявление заместитель губернатора Дживан Вартанян сделал перед депутатами Законодательного собрания Ростовской области во время правительственного часа. Речь шла о состоянии дорог в регионе.

— Мощный удар по дорогам области нанесла прошедшая зима с резкими перепадами температур. В начале апреля площадь дефектов на дорогах области составила около 600 тысяч кв. метров, что на 10% больше показателей предыдущих лет. В течение месяца дорожники ликвидировали около 400 тысяч кв. метров дефектов. Только в Ростове было отремонтировано свыше 65 тысяч кв. метров аварийного покрытия, — отчитался заместитель губернатора. Однако он не стал сваливать все беды на погоду.

— Ухудшение состояния дорог объясняется не только суровыми погодными условиями. Основная причина — отсутствие достаточного финансирования и низкое качество выполняемых работ, — признал Дживан Вартанян. Он сообщил, что ежегодно в Ростовской области требуется ремонтировать более 1200 километров дорог, на что необходимо около 15 миллиардов рублей.

— В этом году на эти цели направлено всего 1,5 миллиарда. В общей сложности в Ростовской области будет отремонтировано около 200 километров дорог, то есть в 6 раз меньше от норматива, — снова признал заместитель губернатора. По его словам, в прошлом году на эти же цели было направлено ещё меньше — около 1,2 миллиарда рублей.

Губернатор Василий Голубев также не стал скрывать суровой правды.

— В апреле, когда население практически взорвалось от качества дорог после зимы, такие вещи надо признавать, мы с вами констатировали факт недобросовестного выполнения подрядчиками работ в 2011 году. Я дал поручение предложить механизм исключения таких подрядчиков, привлечения их к ответственности или принуждению восстановить всё за свой счёт. Есть определённые нормативы, есть гарантийные сроки, они должны выдерживаться. Не позднее 10 августа мы должны определиться с этой категорией исполнителей, — назначил срок губернатор.

Но, как выяснилось ещё весной, привлечь недобросовестного подрядчика к ответственности на самом деле почти невозможно, не в последнюю очередь из-за отсутствия весового контроля на дорогах. Недобросовестный подрядчик в суде доказывает, что дорога разрушилась не потому, что он её плохо построил, а потому, что по ней всё время ездят 60-тонные тягачи. А они и в самом деле ходят довольно часто. Как оказалось, чрезмерно высокие тарифы на железнодорожные перевозки заставляют бизнесменов пользоваться мощными грузовиками, которые безнаказанно размалывают дорожное покрытие.

Депутат Александр Дедович продолжил тему весового контроля на дорогах.

— Сколько бы мы ни укладывали асфальт по дорогам Ростовской области, без действенного весового контроля всё это без толку. Посмотрите, что творится: идёт транспорт 40-60 тонн, дороги приходят в ужаснейшее состояние. Планируется ли что-либо сделать?

— Ограничить движение большегрузных машин сегодня практически невозможно, — разочаровал его Дживан Вартанян. — Если мы ограничим движение этих машин, это просто остановит развитие бизнеса. Моё убеждение: надо строить дороги, соответствующие сегодняшним критериям нагрузки на ось. В США нагрузка на ось не более 8 тонн, но этих осей может быть хоть 20, тут ограничений никаких нет.

Однако, как выяснилось, сначала соответствующий закон надо принять на уровне Госдумы, а без него продолжать разговор бессмысленно.

— Если заняться взиманием платы, то мы это уже практиковали в начале 2000-х. Администрирование обходится дороже, чем выручка от такой платы, — вконец разочаровал присутствующих Дживан Вартанян.

Так что список недобросовестных подрядчиков к 10 августа составить можно, и он наверняка будет составлен, а вот заставить недобросовестных подрядчиков платить за свой брак — вряд ли.

Остаётся только прислушаться к предложению Дживана Вартаняна строить дороги лучшего качества, правда, за более высокую цену. Однако тут тоже возможен заколдованный круг. А что если эту дорогу повышенной прочности и высокого качества вновь построит недобросовестный подрядчик, а потом будет доказывать, что по ней всё время ездили 100-тонные грузовики?

Остаётся надеяться только на Госдуму и на то, что чиновники областного правительства смогут каким-то образом, не нарушая закон, допускать к торгам подряда только добросовестных подрядчиков.

Поделиться: