О том, что левобережная зона Ростова в преддверии ЧМ-2018 будет наконец-то канализована, стало известно в начале 2017 года. Тогда об этом на пресс-конференции заявил губернатор Василий Голубев. Звучало это так:
— Я стукнул кулаком по столу и сказал: канализации на левом берегу быть! Когда мне сказали о сложностях, о финансах, я ответил: слушайте, сейчас Год экологии, если сейчас не сделаем, то не сделаем никогда.
Тогда же глава региона рассказал и о «переговорах с собственниками бизнеса» на сей счёт. Что конкретно имелось в виду, стало известно позднее, когда для общения с собственниками кафе и ресторанов в левобережную зону стали выезжать заместители губернатора и главы ответственных министерств. По информации donnews.ru, разговор носил почти ультимативный характер: либо скидываетесь на канализацию, либо работать вы здесь не будете.
В итоге, согласно полученной из регионального министерства ЖКХ информации, канализация на левом берегу до конца 2017 года действительно появится. Цена вопроса — 109 млн рублей. Источник финансирования — внебюджетные инвестиции. Хотя, конечно, теоретически не исключено, что собственники ресторанов на левом берегу, которые много лет жили без канализации, вдруг решили проявить социальную ответственность и сами предложили властям свои деньги.
Перейдём к самой канализации. Левобережная зона Ростова — части Кировского и Ленинского районов города, растянутые примерно на 15 км вдоль левого берега Дона. Проектом канализования этой территории, по информации министерства ЖКХ Ростовской области, «предусматривается строительство магистральной системы водоотведения, состоящей из самотёчных и напорных полиэтиленовых канализационных трубопроводов общей протяжённостью 13,9 км». Предполагается строительство 11 насосных станций и 102 канализационных колодцев.
Начальная точка канализования — улица Левобережная, д. 72, конечная точка — врезка в канализационный коллектор № 62, который находится напротив стадиона «Ростов Арена». Кроме того, будут построены 6,7 км разводящих сетей для подключения абонентов (тех самых ресторанов), а также 34 канализационные станции.
Donnews.ru обратился к специалистам по части проектирования систем водоотведения с просьбой оценить весь проект. Все они имеют то или иное отношение к вопросу и разговаривать согласились лишь на условии анонимности. К проекту они отнеслись по большей части скептически.
По мнению одного из специалистов, создание 11 насосных станций — плохая идея. Такая система водоотведения называется каскадной, и, по сути, она давно устарела.
— Решение выбрано далеко не лучшее. В такой системе каждая станция критически важна, каждая требует постоянного ухода и каждая очень зависима от перебоев в электроснабжении. Точнее, перебоев быть вообще не должно. А значит, для страховки нужны дизельные генераторы. Стоят они, хорошие и нужной мощности, в районе 100 тысяч рублей за штуку. Я так понимаю, ставить их будут тоже не за счёт бюджета, — говорит специалист.
Оптимальным решением, по его словам, могла бы стать вакуумная система канализации. И дело не только в том, что её создание предполагает строительство одной большой насосной станции, что упрощает и удешевляет эксплуатацию всей системы и делает её работу более надёжной.
— Да, на проектирование вакуумной канализации нужно получать специальные технические условия. На это понадобилось бы на полтора-два месяца больше времени. Однако на тот же срок сократился бы монтаж всей системы по сравнению с каскадной. Она была бы процентов на тридцать-сорок дешевле, минимум в два раза было бы ниже энергопотребление. Мы и так отстаём в вопросах организации водоотведения от Европы лет на тридцать, но зачем при реализации полностью нового проекта осознанно идти на использование устаревших методов, мне непонятно, — пояснил специалист.
С одной стороны, это можно было бы объяснить закоснелостью. Однако есть и альтернативная версия.
— Оборудованием для насосных станций в Ростовской области много кто торгует, — говорит один из опрошенных экспертов. — Насколько я знаю, ростовский «Водоканал», например, лоббирует насосы компании KSB, остальные компании — насосы фирмы Wilo. Раньше в этом списке была ещё продукция компании Grundfоs. Насколько мне известно, конкретно в случае с левобережной проектировать канализацию заставили на насосах Wilo.
Иными словами, не исключено, что весь проект канализования левобережной зоны ещё на моменте разработки «подгонялся» если не под конкретного исполнителя, то под конкретного поставщика оборудования для его реализации. Однако, настаивает собеседник donnews.ru, утверждать что-либо он не берётся.
К слову, официальные заказчик и подрядчик по проекту известны. Строительно-монтажные работы осуществляются заказчиком ООО «Станица» и подрядной организацией ООО «ВТК», сообщили в министерстве ЖКХ Ростовской области.
Понятно, что простым ростовчанам всё равно, на какие деньги и каким образом будет канализована левобережная зона. Главное, что дело наконец-то двинулось с мёртвой точки. С другой стороны, 11 насосных станций хоть и строятся на частные деньги, но, скорее всего, в итоге будут переданы в управление ростовскому «Водоканалу». Собственникам ресторанов вряд ли стоит доверять ответственность за нормальное функционирование водоотведения всей территории левобережной зоны. Да и им эта головная боль, скорее всего, не нужна. Но если каскадная система канализации действительно будет регулярно создавать проблемы, требуя больших расходов на содержание и ремонт, то ляжет это именно на «Водоканал». У которого и без этого хватает расходов.{{voter}}
Добавим, что в ростовском «Водоканале» на вопросы donnews.ru по канализованию левобережной зоны Ростова ответить не смогли, хотя в начале года губернатор и заявлял, что специалисты организации занимаются этой темой.