Копеечные штрафы и дефицит легальных перевозчиков

Donnews.ru выяснил, есть ли управа на выбрасывающих мусор где ни попадя

Свалка мусора в Ростове. Фото rostov-gorod.ru

Проблема несанкционированных свалок в Ростове знакома каждому. Кучи мусора на улицах и берегах водоёмов вызывают уйму негативных эмоций у ростовчан, пишущих раздражённые комментарии в соцсетях. Недавно масла в огонь добавила видеозапись, в которой «серый перевозчик» (так называют частников, предлагающих услуги по перевозке отходов) выбрасывает хлам из автомобиля в людном месте, совершенно не тушуясь перед возмущёнными горожанами. Donnews.ru разобрался, кто и почему выбрасывает мусор чаще всего и что с этим делать.

Тонны мусора и копеечные штрафы

О масштабе проблемы можно судить по данным от главы администрации Ростова Алексея Логвиненко. В отчёте о проделанной работе он сообщил, что в 2020 году были ликвидированы десятки свалок, а из города вывезли около 30 тысяч тонн мусора, что обошлось муниципалитету в 27 млн рублей.

При этом сотрудники административных инспекций в Ростове за 12 месяцев прошлого года составили 6,5 тысячи протоколов на общую сумму 32 млн рублей. Однако сложно утверждать, что эти штрафы подействовали на горожан. К примеру, с начала года сотрудники экоконтроля ГК «Чистый город» зафиксировали в Ростове более сотни фактов нелегальных сбросов отходов на почву и контейнерные площадки, а также выявили около двух тысяч предпринимателей, не имеющих договоров на вывоз ТКО.

Административных протоколов ростовчане не боятся, и это легко объяснимо. Согласно ст. 5.1 Областного закона № 273-ЗС «Об административных правонарушениях» гражданам, уличённым в нелегальном сбросе отходов, грозит штраф от 300 до 3000 рублей. Есть и федеральная мера наказания, но и она не пугает тех, кому проще выгрузить мусор в ближайшие кусты: по статье 8.2. КоАП РФ им светит штраф в размере от 1000 до 2000 рублей.

Перевозчики, которые предоставляют жителям города услуги по вывозу строительных и других отходов, — это в большинстве случаев просто физические лица. Соответственно, штрафы компенсируются буквально за один незаконный вывоз.

Фото 161.ru

Что делать, если у вас на глазах создают свалку?

Следует позвонить на горячую линию регоператора по номеру 8(808)707-05-08. Также можно обратиться через соцсети и сайт «Чистого города». Но помните, что для привлечения нарушителей к ответственности необходимо представить фото или видео, фиксирующие факт сброса отходов, и номер автомобиля нарушителя. Кроме того, нужно указать точное время и адрес места нелегального сброса.

Перевозчики с лицензиями и датчиками GPS появятся не раньше следующего года

По расчётам руководителя Ростовского регионального отделения «Российского экологического общества» Елены Пелецкой, в Ростовской области ежегодно образуется порядка 7,5 тонны строительных отходов. При этом в регионе есть всего две лицензированные компании, которые официально занимаются вывозом строительного мусора. Все остальные — это «серые перевозчики». По сути, частники пользуются отсутствием конкуренции и мизерными штрафами, чтобы зарабатывать на вывозе отходов. Нередко к их услугам прибегают и крупные застройщики, которые нанимают физлиц для перевозки своего строительного мусора.

Елена Пелецкая отметила, что действующая система наказаний за сброс мусора неэффективна, поэтому «серые перевозчики» чувствуют себя в полной безопасности.

— Документально зафиксировать процесс сброса отходов получается далеко не всегда, а суммы штрафов для частников просто смехотворные, — считает она.

Фото privet-rostov.ru

Вопрос об ужесточении ответственности для «серых перевозчиков» в виде повышения штрафов и конфискации транспортных средств часто поднимают на совещаниях властей, но для этого нужно менять законодательную базу, а когда это произойдёт — непонятно.

Зато Алексей Логвиненко в вышеупомянутом отчёте сообщил, что в текущем году в бюджете Ростова на ликвидацию нелегальных свалок заложена только треть от суммы, потраченной на эти же цели в прошлом. При этом городу понадобится потратить свыше 42 млн рублей, чтобы купить 800 мусорных контейнеров, оборудовать под них более шестисот площадок и отремонтировать ещё порядка тысячи, а также закупить почти сотню бункеров для складирования крупного мусора.

Елена Пелецкая также полагает, что победить эконарушителей можно только при выполнении двух условий: введении более высоких штрафов для физлиц и создании альтернативной службы по вывозу мусора, состоящей из достаточного количества легальных перевозчиков. Фактически речь идёт о запуске комплексной системы контроля за оборотом твёрдых коммунальных и строительных отходов.

— Такие системы уже действуют в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. В этих городах вывоз ТКО и строительного мусора ведётся лицензированными перевозчиками, автомобили которых оснащены датчиками GPS, что позволяет отслеживать их маршруты. Кроме того, большую часть отходов не захоранивают, что довольно дорого, а свозят на вторичную переработку. Это значительно удешевляет тариф перевозчиков и позволяет им дополнительно заработать, — отметила она.

По её словам, в Ростовской области подобная система уже находится в разработке региональных властей. Заработать она может в феврале 2022 года. Пока же ростовчанам придётся мириться со свалками в самых неожиданных местах. А чтобы самому не стать виновником возникновения очередного «гадюшника», при заказе услуги по вывозу необходимо узнать у представителя организации, имеет ли она лицензию и спецтранспорт для перевозки отходов, а также поинтересоваться, куда мусор вывозят. Если перевозчик внятно отвечает на поставленные вопросы, с ним работать можно. В противном случае есть риск нарваться на очередного беспредельщика.

Юрий Поздняк

Поделиться: