Краснова внести, медведя убрать!

Улицы Ростова-на-Дону скоро преобразятся

- Геннадий Леонидович, кто решает, какие скульптуры достойны украшать город?

- Чтобы какой-либо памятник появился на улице, надо договориться с администрацией города. Решение принимает наша комиссия и художественный совет. Но далеко не все памятники устанавливаются за счёт городского бюджета. Ведь это миллионы рублей! Поэтому чаще всего такие проекты софинансируют различные предприятия.

- Как же тогда появился несуразный медведь на площади перед Аэровокзалом?

- Дело в том, что он по документации был декоративным элементом, вроде клумбы, и через комиссию не проходил. Похожая ситуация — с металлической женской грудью на тротуаре Буденновского.

- Не знаете, где медведь сейчас?

- Вроде его должны были перенести в парк Островского, я там рядом живу, но не видел до сих пор. Пропал, и слава богу! Это было неудачное художественное решение со всех точек зрения. Что это «украшение» обозначало, так и осталось непонятным. А на площади появилась композиция из стел «Ростов-на-Дону — город воинской славы». К 70-летию Победы на свободном пространстве между аэровокзалом и площадью появятся еще и фигуры защитников Отечества, которых так не хватает в нашем городе.

- Кто решает, какие люди достойны, чтоб их увековечили?

- Предпочтение отдают, прежде всего, тем, чьи имена связаны с историей города. Поэтому в Ростове до сих пор не появился памятник талантливому актёру и певцу Владимиру Высоцкому, хотя инициативная группа и собирает на него деньги. А памятные доски вешают на дома почётных граждан — но, увы, только в случае их смерти.

- Как же «Аллея звёзд»?

- Это коммерческий проект. Конечно, властям выгодно, когда какой-нибудь магазин ремонтирует и облагораживает проспект за свой счёт, подготавливая его к декорированию, так сказать. Но лично мне не импонирует идея создания этой аллеи, непонятно, по каким критериям будут определять достойных. А ведь Ворошиловский — один из основных проспектов Ростова! Но эти плитки не подпадают под наш надзор.

 - А если человек хочет установить памятник в своем дворе, например, Гитлеру?

- Это сложный вопрос. Конечно, частная собственность подразумевает свободу... Но вот в Шолоховском районе был случай, когда человек, называющий себя казаком, поставил во дворе памятник генералу Краснову. Краснова по решению трибунала повесили за то, что он примкнул к армии немецко-фашистских захватчиков. Прокуратура добилась, чтоб хозяин внёс статую в дом — от глаз прохожих подальше. Так что всё зависит от самой скульптуры. Если она в парке или городском саду, то за этим следят менее строго. Но ведь Чебурашка в парке никого не оскорбляет своим видом!

- Геннадий Леонидович, вопрос, который интересует многих: почему не сносят памятники Ленину?

- Во Франции стоят все памятники вождям буржуазной революции, может быть и не совсем достойным этого, как оказалось впоследствии. Памятник — это свидетельство того, что люди думали в прошлом. В 1991-м году снесли Дзержинского в Москве. А в 92-м в Ростове установили Дзержинского, но другого, на территории милицейского училища на Западном. Это ни о чём еще не не говорит. Снос памятников — не в наших культурных традициях. Хотя в 1961 году, когда тело Сталина было вынесено из Мавзолея, негласно было решено снести и памятники ему. В Ростове постамент Сталина на набережной занял Горький. А Максим к этой набережной имеет гораздо большее отношение, чем к парку имени себя. Там он по молодости работал грузчиком.

 - Как в будущем преобразится наш город?

- Планов очень много. Это — арка «Ростов-Нахичевань», указатель «Европа-Азия», памятники и бюсты писателям, учёным... Появится скульптурная композиция «Учительница первая моя»... А на набережной будет знак «Ростов — порт пяти морей». Ведь наш город — единственный порт, откуда можно уплыть в пять морей через каналы, но не через Волгу, а через Дон.

В ближайшие 10 лет комиссия рассмотрит более 20 предложений по установке новых объектов. Но и старых «железных людей» никто сносить не собирается. Память должна жить!

 

Ольга Лабезная

Поделиться: