Попытка заслушать на заседании в администрации Ростова доклады на тему «О мерах, принимаемых по снижению оборота контрафактной и контрабандной алкогольной продукции» обернулась казусом.
С основным докладом должен был выступить начальник управления торговли Ростова Константин Тихонов. Он начал рассказывать собравшимся про порядок взаимодействия его ведомства с полицией, Росалкогольрегулированием. Затем — про горячую линию для граждан, куда можно пожаловаться на незаконную продажу спиртного. Цифр назвал не много — с начала года в Ростове проверили 330 точек продажи спиртного, составили 150 протоколов об административном нарушении, изъяли более 3,5 тысячи литров спиртного.
В итоге и. о. главы администрации города Алексей Логвиненко перебил подчинённого.
— Нас всё-таки интересует не взаимодействие, это мы всё знаем. Интересует, какая бывает контрафактная продукция — вино, водка, коньяк. В каких пропорциях. Где она продаётся — в ресторанах, магазинах и так далее. Сколько человек умерло из-за её употребления, сколько отравилось. То есть мы должны понимать уровень риска и доносить эту информацию до населения, — заявил он.
В ответ Тихонов доложил, что летальных случаев, слава богу, нет, а цифры по отравлениям он запросит у Роспотребнадзора. Продаётся контрафакт, как правило, в спальных районах через ларьки либо в «наливайках». В ресторанах, крупных магазинах и вообще в центре города контрафакт взять негде, уверен Тихонов.
Тогда Логвиненко попросил уточнить, что это за 150 протоколов об административных нарушениях. Тихонов пояснил, что речь идёт о жалобах граждан на магазины, где спиртное продавали без лицензии либо имели факты продажи алкоголя несовершеннолетним.
— То есть это не контрафакт? — констатировал Логвиненко. — Вы слышали, как вопрос звучит? Про контрафакт. Те 3,5 тысячи литров, что изъяли, я так понимаю, это из-за того, что были проблемы с лицензией {на продажу алкоголя}? Сколько в этой цифре контрафакта?
Тихонов промолчал.
— Тогда от кого мне получать информацию, если не от главы управления? — спросил его Логвиненко. — От депутатов? От Кожуховой {замглавы по социальным вопросам Елена Кожухова}? Но это не её {задача}. Даже цифры, которые вы назвали, отношения к контрафакту не имеют. Присаживайтесь.
Следующим на эту тему выступал начальник отделения № 11 отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД РФ по Ростову Сергей Игнатенко. Пока тот шёл к микрофону, и. о. главы администрации ещё раз напомнил, что хотел бы услышать.
Однако Игнатенко решил строго придерживаться доклада:
— Оборот этилового спирта и продукции из него остаётся одним из наиболее криминализированных сегментов рынка. В связи с этим борьба с контрафактной и контрабандной продукцией является приоритетом, поскольку распространение фальсификата представляет в первую очередь угрозу...
— Сергей Викторович, попросил же, давайте не будем время тратить, — перебил его Логвиненко. — У нас регламент. Нас интересует донести до населения информацию.
Игнатенко всё-таки перешёл хоть к какой-то конкретике и рассказал, что за 8 месяцев этого года в Ростове было проведено 110 проверок, изъято свыше 15 тысяч литров алкогольной и спиртосодержащей продукции, возбуждено 22 уголовных дела, в том числе 12 — по статье 238 УК РФ.
— Это же ключевая {статья} для нас? То, что нас и интересует? — уточнил Логвиненко.
— Да, — подтвердил Игнатенко. — Оказание услуг, опасных для жизни и здоровья.
— Это были подпольные цеха или рядовые продажи? — продолжал спрашивать и. о. главы администрации.
— Могу даже краткую фабулу привести по каждому {делу}, — оживился представитель полиции. — Так, на территории Ростова сотрудниками Пролетарского отдела был выявлен факт реализации контрафакта алкогольной продукции... на... возбуждена уголовная статья 238-я Уголовного кодекса...
— Я понял, присаживайтесь, — сдался Логвиненко.
Подводя итог, и. о. главы администрации посоветовал всем выступающим впредь готовиться. Он также добавил, что рядовые нарушения при продаже алкоголя не стоит мешать в одну кучу с реализацией и производством контрафакта, опасного для жизни. Логвиненко также поручил в ближайшее время организовать круглые столы и прочие мероприятия, на которых до ростовчан донесут всю серьёзность темы и расскажут об опасности употребления алкоголя непонятного происхождения. Поручено даже разместить по городу соответствующую социальную рекламу.