«Лучшее гетто в мире»: значительная часть Военведа и Болгарстроя оказалась не Ростовом

Мэрия не спешит востребовать землю у Минобороны

Обычное утро на Военведе. Фото — instagram.com/thisizvoenved

На просторах интернета есть примечательный проект «Красавец Военвед». Он представляет собой страницу в соцсетях Facebook и Instagram, на которой публикуются фото и видеоматериалы, отражающие повседневную жизнь одноимённого района Ростова. За якобы позитивным названием скрывается, как говорится в описании, «история лучшего гетто в мире» — попурри из разбитых дорог и тротуаров, заваленных отходами мусорников, огромных луж и обшарпанных домов.

Donnews.ru выяснил, что мешает превратить территории Военведа и Болгарстроя в ухоженные городские кварталы.

Дома — ветхие, коммуникации — гнилые

Далеко не каждый ростовчанин знает, что значительные части этих двух микрорайонов города являются, по сути, анклавами Минобороны в Ростове. И это обстоятельство создаёт серьёзные неудобства для жителей Октябрьского района.

«Извините, но других фото Военведа у нас для вас сегодня нет». Фото — instagram.com/thisizvoenved

С одной стороны, городские власти не могут принять на баланс проблемные участки, пока министерство не сочтёт эти территории бесполезными с точки зрения обеспечения обороноспособности страны и официально от них не откажется. Несмотря на то, что обслуживание домов, сетей и инфраструктуры является одной из прямых функций муниципалитета, в ростовской мэрии не вправе выделять на эти цели средства до тех пор, пока земли не будут переведены в собственность города.

С другой стороны, сами военные, как красноречиво свидетельствует облик Военведа и Болгарстроя, уже давно не видят надобности в поддержании порядка на этих землях.

Атмосферное фото с улицы Оганова. Фото — instagram.com/thisizvoenved

Проблема трансфера земельных участков и имущества из одних рук в другие существует много лет. В 2011 году сообщалось, что между администрацией Ростова и Министерством обороны РФ достигнута договорённость о передаче имущества, находящегося на территории Военведа и Болгарстроя, городу. При этом в собственность муниципальной администрации обещали передать и саму землю.

«Красавец Военвед в своём репертуаре». Фото — instagram.com/thisizvoenved

Как рассказывал Михаил Чернышев, занимавший в то время пост мэра города, стороны искали наиболее приемлемые формы для такой процедуры. При этом он обращал внимание, что передаваемое имущество находится далеко в не лучшем состоянии: «Дома — ветхие, а коммуникации — гнилые». По приблизительным подсчётам, на их ремонт требовалось не менее 1 млрд рублей.

Туманные перспективы и неопределённые сроки

Процесс передачи земли на безвозмездной основе, как выяснилось, ни шатко, ни валко, но идёт. Военное недвижимое имущество, в том числе земельные участки, передаются в муниципальную собственность в порядке, определённом ФЗ № 423. При этом решение о трансфере недвижимости из федеральной в муниципальную собственность принимается непосредственно Минобороны России.

За девять лет на баланс города поступило пять земельных участков площадью 141 га, выведенных из собственности военного ведомства. Они расположены в Октябрьском районе. Соответствующие приказы министерства были подписаны в 2013, 2015 и 2018 годах.

Одно из зданий, принадлежащих Минобороны. Фото — instagram.com/thisizvoenved

Активно осваивать начали только один из отошедших городу «лоскутов» площадью 757 998 квадратных м. Там ставят на кадастровый учёт земельные участки для эксплуатации многоквартирных домов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также инженерной, транспортной инфраструктуры, территорий общего пользования. В настоящее время образовано более 100 таких земельных участков, пояснили в мэрии.

При этом, по данным администрации Ростова, в собственности у Минобороны РФ с ориентировочной привязкой к микрорайонам Военвед и Болгарстрой остаётся ещё 22 земельных участка общей площадью 617,5 га. Неизвестно, когда эта земля станет муниципальной собственностью — соответствующего решения военных пока нет.

«Проблема с мусором на Военведе решена!» Фото — instagram.com/thisizvoenved

Интересно, что в прошлом году ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России пыталось передать в муниципальную собственность часть земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000:1229 (это военный городок № 51 на Военведе). Однако ростовская администрация от щедрого подарка отказалась, сославшись на то, что по закону принятие участка на баланс возможно только после приказа о том, что данная земля не представляет ценности для обеспечения защиты страны и безопасности государства. Такого документа от Минобороны в мэрию не поступало.

Жители микрорайонов стали брать ситуацию в свои руки

Заложниками вялого взаимодействия Министерства обороны и ростовских властей стали жители обоих микрорайонов. Чтобы добиться от администрации Ростова обслуживания инженерных коммуникаций и ремонта дорог, они идут в суды.

Активисту Юрию Вороному пришлось дважды судиться, чтобы город взял на баланс и почистил забитую мусором бесхозную водосточную канаву, из-за которой Военвед заливало во время дождей. «Искать хозяина» пришлось 11 лет. В прошлом году канаву наконец включили в реестр города.

Та самая легендарная ливнёвка. Фото — instagram.com/thisizvoenved

Местные жители назвали эту победу эпичной. О достижении сообщили в группе «Это Военвед» соцсети «ВКонтакте». Авторы сообщества пообещали, что далее на очереди находятся внутриквартальные проезды многострадального микрорайона.

Сам Юрий Вороной уверен, что власти до последнего тянут с получением земельных участков от Минобороны, поскольку им это на руку.

— Городу совершенно невыгодно брать на баланс эти территории. Там же старые дома, ещё 1950-60-х годов постройки, разбитые дороги и коммуникации в ужасном состоянии. Нужно кучу денег вложить, чтобы всё это поддерживать. Не думаю, что властям хочется их тратить на Военвед и Болгарстрой, — выразил своё личное мнение активист.

Юрий Вороной. Фото — Юрий Вороной в Facebook

Острый вопрос с уборкой территорий, не относящихся к муниципальной собственности, но фактические являющихся неотъемлемой частью современного Ростова, прокомментировали в пресс-службе городской администрации.

«Работы по уборке объектов улично-дорожной сети Октябрьского района проводятся в рамках заключённого муниципального контракта, в соответствии с утверждённым графиком. При этом не предусмотрено содержание внутриквартальных территорий Октябрьского района, в том числе, вышеуказанных микрорайонов. Уборка не охваченных контрактом территорий осуществляется с привлечением управляющих компаний», — пояснили в мэрии Ростова.

Местные жители уже привыкли к этим пейзажам. Фото — instagram.com/thisizvoenved

В пресс-службе также добавили, что каждый год для уборки и обслуживания территорий Военведа и Болгарстроя проводятся специальные «месячники чистоты» — для них привлекают «сторонние организации, в том числе, юридические лица».

На практике это совсем не работает, объясняет Юрий Вороной. Он утверждает, что местные управляющие компании по закону не имеют права убирать участки земли, находящиеся более чем в пяти метрах от обслуживаемых ими домов. Это приводит к дому, что дворы и внутриквартальные проезды попросту тонут в грязи.

«Мосты любви и дружбы». Фото — instagram.com/thisizvoenved

— Если собственниками этой земли являются военные, то они и должны договариваться с коммунальными службами об уборке этих участков. Но этого не происходит. Как-то я писал в департамент имущественных отношений Министерства обороны письмо о вывозе мусора. Мне ответили, что это экономически нецелесообразно. Пару месяцев назад я по этому же вопросу обратился в наше областное министерство ЖКХ — мне прислали ответ, что направили материалы в региональную административную инспекцию. Может быть, Минобороны накажут каким-нибудь небольшим штрафом или просто предупредят. В конце концов, какие могут быть рычаги воздействия у региональных или городских властей на мощное федеральное министерство? — задаётся риторическим вопросом активист.

Судебными тропами — к долгожданному благоустройству

И всё-таки Юрий Вороной не теряет надежды, что маленькими, но уверенными шагами ситуацию можно постепенно переломить. Он согласен с тем, что случай с бесхозной ливнёвкой, взятой властями на баланс после судебных исков, может создать необходимый правовой прецедент для дальнейшей борьбы с чиновниками.

«Новые технологии реанимации ям в действии». Фото — instagram.com/thisizvoenved

Так, активист намеревается добиться от ростовской администрации ремонта всех дорог Военведа и Болгарстроя — независимо от того, на чьей земле они проложены. Своё намерение Юрий Вороной объясняет наличием федерального закона № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на который он опирается, чтобы доказать свою правоту через суд.

«Наша любимая мусорка на второй ярус пошла!» Фото — instagram.com/thisizvoenved

— В январе прошлого года из-за огромной ямы я разбил подвеску на автомобиле. Это стало последней каплей моего терпения, поэтому я и пошёл в суд. Моя позиция заключается в том, что в соответствии с ФЗ № 257 все городские магистрали находятся в собственности муниципальных властей. Участок земли может принадлежать другому собственнику, но чтобы такие линейные объекты, как, например, дороги, не оставались без надлежащего ремонта, оформляется сервитут — право ограниченного пользования чужой собственностью в земельных отношениях. Я считаю, что такую практику и следует применить, — заявил Вороной.

«Осенью Военвед прекрасен». Фото — instagram.com/thisizvoenved

Иск ростовского активиста находится в кассационном производстве в Верховном суде, его дальнейшая судьба не определена. Если высший судебный орган даст этому делу ход, то у жителей микрорайонов снова появится повод отпраздновать очередную маленькую победу.

Юрий Поздняк

Поделиться: