В Ростовской области в июне этого года необходимо собрать лучших учёных страны на консилиум, в рамках которого были бы проработаны идеи по спасению Дона. С таким предложением на заседании морского совета при правительстве Ростовской области выступил руководитель секции океанологии, физики атмосферы и географии РАН академик Геннадий Матишов.
— Я предлагаю организовать академический консилиум всех ключевых терапевтов по водной проблеме. Я помогу собрать всех академиков и провести это сложное заседание, — предложил Матишов.
По его словам, маловодность Дона — это факт, с которым нужно что-то делать. Точно так же, как и с продолжающимся заилением дна реки.
— Нужно понимать, что дальше будет только хуже. Уже лет через 5 может случиться так, что возле Ростова посреди Дона появятся острова, — заявил Матишов.
Он напомнил, что несколько лет назад на уровне правительства России было принято решение спасать Волгу. Тогда была принята целевая программа, на которую выделили большие деньги.
— Дону нужно нечто подобное, — считает академик. — По нашей реке такой программы нет и правительство на неё надо как-то надоумить. Дону, помимо строительства Багаевского гидроузла, нужны новые, может быть, нестандартные решения. Возможно надо углублять Цимлянское водохранилище, чтобы в нём больше накапливалось воды. Может быть, нужно как-то перегораживать Таганрогский залив по примеру Финского. Такой же, как там, плотины, может, и не нужно, но, может, какие-то другие решения будут.
В свою очередь, замгубернатора Ростовской области Виктор Вовк напомнил, что 3 года назад губернатор Василий Голубев вместе с главой Волгоградской области написал обращение в правительство России о необходимости оздоровления Цимлянского водохранилища.
— Была создана правительственная комиссия, которая утвердила перечень мероприятий по этому вопросу. Но не все они в итоге были обеспечены финансированием, и не все, соответственно, выполняются, — посетовал Вовк.
Идею с консилиумом он в целом поддержал, отметив, однако, что нужно как минимум получить одобрение губернатора, а также привлечь к этой работе не только учёных, но и представителей транспортной и сельскохозяйственной отраслей.