Маленькие рассказы о большой войне

Рассказ второй. Трудное решение Малиновского

В преддверии 9 Мая donnews.ru при поддержке историка Владимира Афанасенко открывает цикл маленьких рассказов о большой войне и великой Победе. Это истории о воинах и жителях Ростовской области, героически освобождавших Родину от немецко-фашистских захватчиков — о мужчинах, о женщинах, о детях…

 

В Западном микрорайоне Ростова проходит одна из наиболее оживленных транспортных магистралей — улица Малиновского. Имя Родиона Яковлевича Малиновского хорошо известно и в истории нашего государства, и в истории нашего города. Маршал Советского Союза, министр обороны в течение десяти лет, дважды Герой Советского Союза, кавалер ордена «Победа»… Судьба этого человека тесно связана с Ростовом. В самый тяжелый период войны, с 1941 по 1943 год, он дважды освобождал наш город.

В 1941 году Родион Яковлевич командовал войсками Южного фронта, которые обороняли Ростов. В 1942 году, во время второго захвата Ростова, Малиновский, спасая семь армий Южного фронта, которые отступали за Маныч, на юг, откатываясь под атаками танковой немецкой армии, принял трудное решение пожертвовать одной из армий — 56-й — для спасения остальных. 56-я армия за четыре дня, с 20 по 24 июля, в боях за Ростов потеряла более 100 тысяч человек.

А 28 июля 1942 года был оглашён широко известный приказ Сталина № 227 «Ни шагу назад». В преамбуле этого приказа есть такие строки: «Часть войск Южного фронта, идя за трусами и паникёрами, оставили города Ростов-на-Дону и Новочеркасск без боя, без серьёзного сопротивления, без приказа Москвы, покрыв свои знамена позором». Эта формулировка верховного главнокомандующего на десятки лет легла позорным пятном на жертвенный подвиг 100 тысяч бойцов и командиров 56-й Армии, отдавших свои жизни, опорочила тех, кто тогда уцелел. Отразилась она и на репутации командующего фронтом Родиона Малиновского. Он был снят с командования фронтом, понижен в должности, звании, его ждал военный трибунал... И уже ехал прокурор фронта с комендантским расстрельным взводом НКВД, когда друг Малиновского, командующий Закавказским фронтом Иван Владимирович Тюленев дал ему свой самолёт и сказал: «Родя, лети в Москву, добивайся встречи со Сталиным и объясни ему, как всё было». Взлетевший в последний момент самолёт смёл фуражки с подъехавших чекистов и ушёл на Москву. Малиновский сумел объяснить Сталину реальную ситуацию. Сталин понял, что был несправедлив, и назначил Малиновского командовать 26-й армией под Сталинградом. Малиновский успешно командовал армией и не допустил немецкого прорыва в декабре 1942 года. После этого Малиновский двинулся на Ростов и освободил город 14 февраля, после шести суток боёв. 15 февраля 1943 года на том месте, где сейчас памятник Будённому, лежал сбитый немецкий бомбардировщик. Там Родион Яковлевич Малиновский, выступая перед ростовчанами, стал на колени и попросил прощения за то, что не удержал Ростов в июле 42-го. Он дал клятву, что больше немец в Ростов не войдёт. Свою клятву Малиновский сдержал — погнал немцев дальше на запад и через год, в августе 44-го, вместе со своим боевым другом маршалом Фёдором Ивановичем Толбухиным осуществил блистательную операцию «Сталинград на Днестре». Это была одна из самых красивых операций Второй мировой войны: за трое суток наши войска ударами навстречу друг другу окружили в районе Кишинёва 22 немецких и румынских дивизии, более 200 отдельных частей, 330 тысяч человек. И если в Сталинграде для достижения успеха потребовалось восемьдесят суток, то на Днестре Малиновскому хватило всего шести. Через шесть суток с окружёнными было покончено, сотни тысяч пленных отправились в тыл восстанавливать наше разрушенное народное хозяйство. А Малиновский получил высший полководческий орден Суворова первой степени за прекрасно проведенную операцию.

Ещё через год, в августе 1945 года, Родион Яковлевич, командуя войсками Забайкальского фронта, совершил беспрецедентный бросок танковых армий через пустыню Гоби, через горы большого Хингана и вышел к Порт-Артуру, на полуостров Ляодун. Здесь он разгромил японскую отборную миллионную Квантунскую армию. Союзники-американцы на Окинаве полагали: чтобы сломить японское сопротивление, потребуется ещё минимум два года. Нашим бойцам во главе с Малиновским хватило восемнадцати суток с минимальными потерями.

Кем же был этот талантливый командующий? Простым одесским пацаном, который начал военную карьеру в неполные четырнадцать лет, когда в 1914 году убежал добровольцем на фронт. Шла Первая мировая война. Малиновский попал в Белоруссию и стал пулемётчиком в пехотном полку. Со временем Родион Малиновский стал классным пулемётчиком, к 1916 году имел уже два Георгиевских креста, две Георгиевские медали... В бою любил подпускать врагов поближе, как Анка-пулемётчица в известном фильме «Чапаев», и резать в упор. Кроме того, он оказался талантливым техником и в числе самых лучших попал в русский экспедиционный корпус во Францию — тогдашнего союзника России. Там он также отличился и был удостоен двух французских орденов. Революция застала его в составе войск во Франции. Империалистические державы большевиков не любили и поддерживали монархистов, добровольческую армию — Краснова, Деникина, Колчака...

Малиновский поступил так, как мог поступить только Малиновский. Он записался в иностранный легион, попал в Африку. Год отвоевал там, был опять награжден. Потом оказался на Дальнем Востоке, где перешел линию фронта. И записался в Красную Армию. Родион Малиновский закончил гражданскую войну как командир пулемётной роты.

Дальше история Малиновского — это история красного командира, одного из самых талантливых полководцев нашей Победы.

 

Рассказ первый. Угощение для врага 

 

 

 

Поделиться: