В минувшие выходные Ростов посетил министр транспорта РФ Максим Соколов. Помимо строительства аэропортового комплекса «Южный» ему показали, как работает система «Платон», против которой несколькими днями ранее протестовали дальнобойщики России. Презентация состоялась в центре обслуживания пользователей системы взимания платы, расположенном на 1-й Майской, 5/9.
Напомним, система «Платон» вводится в России с 15 ноября: теперь за проезд каждого километра по федеральным трассам с транспортных средств массой свыше 12 тонн будет взиматься фиксированная плата. Оплату можно вносить с помощью бортового устройства, которое выдают бесплатно, или же маршрутной картой. Пополнить счета при использовании бортового устройства можно через интернет, терминал самообслуживания или в одном из 138 офисов, открытых по всей стране. Самым распространённым способом оплаты является маршрутная карта. Водитель автомобиля может заранее, в офисе или в режиме онлайн, оформить такую карту, отметив на ней не только начало и конец маршрута, но и несколько промежуточных точек. При необходимости отклониться от намеченного маршрута, а потом на него вернуться можно докупить дополнительную маршрутную карту на необходимый отрезок пути.
Максим Соколов отметил, что система взимания платы полностью готова к запуску, прошла все комплексные испытания, и в настоящее время Росавтодор принимает объекты системы у оператора — ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». По данным на 14 ноября, в системе взимания платы зарегистрировано более 400 тысяч транспортных средств и более 40 тысяч грузоперевозчиков.
Стоит отметить, что 50% компании ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» принадлежит сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю (дальнобойщики уже окрестили нововведение «сбором Ротенберга»). «Платон» планируют эксплуатировать 13 лет, в течение которых государство по договору концессии с РТИТС будет платить компании 10,6 млрд рублей в год из средств, собранных за проезд, остальное будет идти в Федеральный дорожный фонд для ремонта федеральных трасс. Исходя из утверждённого правительством тарифа, в течение первого года планируется собрать 50 миллиардов рублей. Причём львиную долю этих средств планируется собрать за счёт штрафов: при первом нарушении 5 тысяч рублей с водителя, 40 тысяч с должностного лица или индивидуального предпринимателя, 50 тысяч рублей с предприятий, зарегистрированных как юридические лица. При повторном нарушении штраф для индивидуальных предпринимателей возрастает до 50 тысяч, а для юридических лиц — до миллиона рублей.
Такая нагрузка на логистические компании не может не отразиться на ценах перевозок. Как сообщил «Комсомольской правде» директор по развитию ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков, стоит ожидать повышение цен и на товары.
— Логистические компании уже заявили об увеличении тарифов на 25%. Естественно, это отразится и на ценах на продукты питания. Думаю, рост цен составит от 2,5 до 10%. Чем объёмнее продукт, тем большую прибавку мы увидим. Например, на 10%, наверное, подорожают хлебобулочные и макаронные изделия, потому что они полые внутри, соответственно, на них транспортная составляющая в структуре цены больше.
Максим Соколов заверил, что введение новой системы оплаты, безусловно, отравится на качестве российских дорог.
— Все эксперты единодушно утверждают, что один большегрузный автомобиль в нормативной нагрузке наносит дорожному полотну столько же вреда, сколько 10 легковых автомобилей. Соответственно, получается дисбаланс между интересами водителей легковушек и бизнесом, который осуществляет грузоперевозки. Бизнес всё больше перевозит грузы по дорогам, чем наносит всё больше вреда государству, потому что большая часть дорог у нас государственная и государству приходится тратить больше средств на ремонт. Средства водителей и собственников грузовиков будут собираться по уже давно принятому в Европе принципу «пользователь платит». Сегодня практически все европейские государства, в том числе Беларусь, уже давно ввели соответствующие нормативы. Мы планируем, что сборы будут пополнять Федеральный дорожный фонд, а за счёт поддержки и трансфертов в фонды субъектов РФ будут строиться важнейшие объекты на территории регионов, в том числе мосты, эстакады, путепроводы, а также проекты, реализуемые с привлечением инвесторов. Таким образом, введение «Платона» будет носить не только сдерживающий характер для логистических компаний и стимулировать их к большей чёткости планирования доставки грузов, но и послужит развитию экономики, транспорта и других новостей.
Между тем дальнобойщики от нововведения не в восторге. Напомним, что в среду, 11 ноября, с 9:00 до 10:00 по всей стране дальнобойщики бастовали против платного проезда по федеральным трассам. Взимание платы с владельцев грузовиков должно начаться уже с 15 ноября. Водителям грузовиков придётся платить по 3,73 рубля за каждый километр пути на федеральных трассах. Такие меры чиновники объясняли тем, что именно большегрузы наносят дорогам федерального значения наибольший ущерб.
Во вторник, 10 ноября, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому до 29 февраля 2016 года размер платы составит 1,53 рубля за один километр пути. А с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно размер платы составит 3,06 рубля на один километр. Но решение Медведева дальнобойщиков как в Ростовской области, так и по всей стране не удовлетворило.{{voter}}
Кроме того, несмотря на заявление Максима Соколова, что система «Платон» полностью готова к эксплуатации, в понедельник, 16 ноября, появились первые жалобы российских дальнобойщиков на сбои в системе «Платон». Из-за постоянного «зависания» системы невозможно оплатить маршруты, из-за чего водители не могут в срок выполнить рейсы.
Поделиться: