«Мракобесие», баня, пастораль: как в Ростове прошли Крещенские купания

Сакральный ритуал или зимняя забава?

Мороз не остановил горожан, совершивших омовение в купели. Фото donnews.ru.

После того, как в администрации Ростова попросили горожан отказаться от традиционных крещенских купаний 18 и 19 января в открытых источниках из-за сложной эпидемиологической обстановки, а в городе оборудовали всего одну купель для военнослужащих возле храма Святого Георгия Победоносца, в Ростовской епархии сообщили, что в этом году её представители будут совершать освящение исключительно лишь тех водоёмов, которые официально подготовят государственные органы власти.

Корреспондент donnews.ru отправился к купальне у церкви Сурб-Хач и посмотрел, каким же получилось крещенское окунание в этом году, помешали ли ему ограничения, а также постарался понять, что это — зимний экстрим и удальство или же религиозный ритуал.

Тихая заводь с уточками

Разумеется, городские власти понимали, что многие верующие придут за обязательным для многих верующих ритуалом, поэтому, подготовились к наплыву желающих окунуться. Уже на подходах к церкви дороги были перекрыты полицейскими машинами, стражи порядка вместе с медиками и спасателями стояли и возле самой купели.

Купель возле Сурб-Хача известна многим жителям города. Фото donnews.ru.

В районе восьми вечера около неё было многолюдно. Однако далеко не каждый пришёл исполнить христианский обряд крещенского омовения. Окрестности Сурб-Хача — популярное место у жителей Северного жилого массива, где совсем не редкость встретить прогуливающихся у реки ростовчан даже в будний день, что уж говорить о празднике.

Поэтому то, что на подходе к водоёму казалось сплочённой крещенским купанием группой единомышленников, на деле распалось на несколько фракций. Действительно, часть пришедших готовилась к омовению, другие же люди в это время рядом кормили уточек в тихой заводи Темерника, мало обращая внимания на религиозный обряд по соседству. Кто-то из местных гулял с собаками, с любопытством взирая на приготовления.

Та самая заводь с уточками. Идиллия и пастораль. Фото donnews.ru.

Запутанности добавило ещё наличие бани по соседству, откуда регулярно вываливались распаренные люди, чтобы окунуться в той же купели. Кто из них делал это по церковным соображениям, а кто просто для того, чтобы охладится в ледяной воде, — вопрос. Оказавшись в купели, «банщики» плавали на спине и получали мирское удовольствие.

Дым коромыслом

Верующие раздевались прямо на улице и быстро шли окунаться. Видно было, что подавляющее большинство из них делает это не в первый раз — настолько слаженными и точными были их действия в купели, да и отсутствие ярко выраженных эмоций выдавало.

Купальщики были окутаны клубами пара. Фото donnews.ru.

— Прихожу сюда окунаться уже десятый год подряд. Грехи надо смывать, что за год накопились, и становиться чище, лучше. Омовение в Крещение обязательная традиция для меня. Да и для здоровья полезно, в обычной жизни тоже закаливанием занимаюсь, оно хорошо укрепляет иммунитет, — рассказала местная жительница Алевтина Матвеева.

Многие из пришедших к купели просто наблюдают за теми, кто решился на морозе лезть в воду, и снимают их риск во славу Христа на мобильные телефоны. Атмосфера царит мирная, благожелательная, кажется, что каждому хорошо и комфортно.

Не каждый решался окунуться в холодную воду. Фото donnews.ru.

Особой специфики купели добавляют застилающие её клубы дыма, который коромыслом валит от шашлычного мангала, где готовят мясо на углях для проголодавшихся ростовчан. Из-за них купель визуально скорее начинает напоминать термальный источник.

Шашлычный дым добавлял неповторимый колорит всему действу. Фото donnews.ru.

— Вода здесь теплее, чем в других местах. Кажется, 14 градусов. Я окунался в разных купелях в Ростове, но наша, на Северном, мне кажется самой уютной. Для меня крещенский обряд важен, но даже без религии это классный опыт, — поведал обтирающийся полотенцем Михаил.

Купель хорошо подсветили, чтобы людям было удобнее. Фото donnews.ru.

Сложнее приходится тем, кто решился испытать свои силы в первый раз. Как рассказала корреспонденту donnews.ru 23-летняя Ольга, у неё «зуб на зуб не попадает» после омовения. Девушка призналась, что на купание решилась после уговора своих подруг.

— Сказали, что, мол, окунись и получись непередаваемые ощущения. Ну, в общем, да, так и вышло, они оказались правы. Но больше я туда не полезу, во всяком случае — до следующего года. Всё равно это испытание. Сейчас буду отогреваться чаем. Мы подготовились, взяли термос и сухую одежду — всё, как полагается, — рассказала она.

Около купели собралось много ростовчан. Фото donnews.ru.

Мракобесие или благодать?

Любопытно, что сама церковь неодобрительно относится к омовению исключительно ради экстрима. Как сообщил на сайте Ростовской епархии пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский, купания — не богослужебная традиция. Некоторые уверены, что это автоматически избавляет человека от грехов. Однако это заблуждение.

Кое-кто вышел из бани. Почему бы и нет? Фото donnews.ru.

«Существует поверье, что благодаря купаниям якобы омываются грехи. Человек якобы получает особое прощение. Церковь категорически не принимает такое мракобесие и явную религиозную чушь. Прощение грехов и изменения человеческой жизни, с точки зрения церковного учения, — очень внутренний и сложный процесс, и называется он покаянием. Для этого существует таинство исповеди. Проблема в том, что люди часто наполняют традицию Крещенских купаний неправильным смыслом», — считает он.

У каждого свой смысл и причина для омовения в Крещенской купели. Фото donnews.ru.

«Мракобесие» или благодать, но в Ростове на Крещенских купаниях, по ощущениям, практически не бывает «случайных» людей. Для тех, кто находит время окунуться в ледяную воду среди зимы, это действие действительно сопряжено с сакральным ритуалом. Возможно, он не всегда каноничен с церковной точки зрения, но имеет глубокий личный смысл для каждого человека, ступающего по ледяным ступеням в матовое зеркало купели.

Юрий Поздняк

Поделиться: