Организатора «Тотального диктанта» в Ростове заподозрили в причастности к граммар-наци

Сотрудники прокуратуры интересовались, как он относится к фашистам

Алексей Павловский, фото со страницы в Facebook

В среду, 27 мая, рабочий день руководителя ростовского оргкомитета акции «Тотальный диктант» Алексея Павловского начался совсем не празднично: он отправился с визитом в прокуратуру, куда его пригласили побеседовать… о том, как он относится к фашизму и не собирается ли уничтожать безграмотных людей.

Казалось бы, что может быть опасного и подозрительного в «Тотальном диктанте»? Но, как оказалось, у сотрудников прокуратуры на этот счёт свои соображения.

Сначала Павловского спрашивали про диктант, про другие его общественные инициативы. Потом вежливо поинтересовались, что он знает о движении граммар-наци.

— Я ответил, что ничего. Тогда меня спросили, не финансируют ли они меня или я их? На это я ответил: как я могу их финансировать, если никогда о них не слышал? Я всегда думал, что граммар-наци — это просто такое выражение, мем, который используют, если кто-либо чересчур педантичен в отношении правил и норм русского языка. Но благодаря работникам прокуратуры я теперь знаю, что есть такое движение, что у них есть свои сообщества в социальных сетях. Никаких особых действий они не совершают, но их символика похожа на свастику и они создают с её использованием различные картинки.

Алексею Павловскому показывали эти картинки, а также задавали весьма интересные вопросы: какие чувства он испытывает к людям, которые делают ошибки, как планирует ликвидировать неграмотных?

— Меня спросили, как я отношусь к фашистам? Я ответил: по национальности белорус, а как известно, во время Великой Отечественной войны погиб каждый третий белорус, как, по-вашему, я могу относиться к фашистам? Они всё это записали в протокол: что к фашистам я отношусь отрицательно, что к граммар-наци я никакого отношения не имею, что к людям отношусь хорошо. Все, кто со мной знаком, знают, что я человек миролюбивый.

Мило побеседовав с Алексеем подобным образом, сотрудники отпустили его с миром, правда, сообщив, что он должен привезти им уставные документы его организации, а также копию соглашения с фондом «Тотальный диктант».

— Неужели помимо траты моего времени им не на что потратить своё? Может быть, заняться какими-нибудь настоящими преступлениями... Мне несколько обидно, потому что «Тотальный диктант» — это полностью волонтёрский проект. Когда занимаешься этим проектом, остаётся приятное чувство, что делаешь что-то хорошее, а потом оказывается, что ты должен ходить в прокуратуру и доказывать, что ты не фашист...

«Тотальный диктант» — это ежегодная образовательная акция в форме добровольного диктанта для всех желающих. Её цель — дать возможность каждому человеку проверить своё знание русского языка и пробудить интерес к повышению грамотности. Идея добровольного диктанта для всех желающих родилась в Новосибирске в студенческом клубе гуманитарного факультета НГУ «Глум-клуб» в начале 2000-х годов. За 12 лет существования «Тотальный диктант» превратился в масштабное международное событие — в 2015 году акция прошла в 549 городах России и мира, охватив 58 стран, её участниками стали более 100 000 человек, ещё 250 000 просмотрели онлайн-трансляцию. Организатор акции — фонд поддержки языковой культуры граждан «Тотальный диктант».

Алексей Павловский рассказывает, что услышал об акции впервые четыре года назад, когда проект только-только выходил на общероссийский уровень — участие принимали только 15 городов.

— Мне всегда был интересен русский язык, поэтому я подумал, что интересно было бы поучаствовать. Я зашёл на сайт и увидел, что Ростова в списке участников нет. Зато была надпись: вашего города нет в списке — организуйте. И в тот год мы впервые провели диктант, участвовало около 80 человек. На следующий год времени на подготовку было больше, мы смогли наладить сотрудничество с филфаком, организовать подготовку. В этом году в диктанте уже участвовали 800 человек. И все они уходили с диктанта только с положительными эмоциями. Я не имею никакого отношения к этому движению. Я против агрессивной борьбы за грамотность, но против полного отрицания правил русского языка. Против любых крайних мер. Все иногда ошибаются, даже самые хорошие филологи.

Так что же общего сотрудники прокуратуры нашли между «Тотальным диктантом» и граммар-наци? Если почитать, что пишут об этом явлении в интернете, то окажется, что граммар-наци — это ироническое название интернет-течения, при котором «качество» человека определяется по уровню владения языком, в частности, способности грамотно писать. Название намекает на безжалостность граммар-наци, а символом движения является буква «G», оформленная в виде свастики. Немалую часть своего времени они посвящают тому, что уличают в безграмотности пользователей интернета, или, например, делают правки в статьях «Википедии». В интернет-сообществе граммар-наци предсказуемо воспринимаются большинством как тролли, провоцирующие ругань на «пустом месте» и генерирующие много шума из ничего.

Стоит отметить, что призывы граммар-наци истреблять неграмотных людей не являются буквальными, они ограничиваются строгим замечанием или баном. Приверженцы движения считают, что, указывая пользователям сети на ошибки (порой в грубой форме), они тем самым борются за правильность русского языка.

Однако же, картинки стилизованные под нацистскую символику, вызывают интерес правоохранителей уже не первый раз. Так, в Бурятии суд оштрафовал на тысячу рублей активистку «Молодой гвардии» Марию Бурдуковскую за публикацию эмблемы граммар-наци: 5 июня 2014 года она разместила на странице «В контакте» изображение нацистского орла с подписью Grammatik Macht Frei («Грамматика освобождает»). По мнению суда, был нарушен запрет нацистской символики.

К счастью, эмблема «Тотального диктанта» на свастику и другую нацистскую символику совсем не похожа. Участников диктанта не стыдят за ошибки и не предают публичному осмеянию. «Тотальный диктант» — это проект, в котором люди участвуют добровольно, просто чтобы проверить свои знания русского языка. Для кого-то лишний повод пролистать учебник или посетить занятия с филологами, если уверенности в этих знаниях почему-то не достаёт. Хочется надеяться, что сотрудники прокуратуры будут действовать, руководствуясь здравым смыслом, и найдут отличия между образовательным проектом и сомнительным движением в соцсети.

Поделиться: